Конец дней – как видели его еврейские пророки?
Очередная встреча Передвижного клуба в Тель-Авиве была посвящена именно этой теме. Лектор Дмитрий Копелиович раскрыл перед слушателями многогранность и неоднозначность еврейской эсхатологической традиции.
Широкоизвестные строки из пророка Иешаяху говорят о всеобщем примирении и объединении народов, которые произойдут в конце мира:
В конце дней станет гора дома Господня вершиной всех гор и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы... и скажут: «Давайте взойдем на гору Господню, в дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас своим путям и чтобы мы пошли Его дорогой.» Ибо из Циона выйдет Тора, и из Иерусалима – слово Б-га. И рассудит он народы... и перекуют мечи на орала, и копья свои – на садовые ножницы. И не поднимет народ меч на другой народ, и не будут более учиться воевать. (2 глава).
Народы мира придут учиться у евреев и примут Б-га Израилева.
Однако эта радужная картина далеко не всем была по душе. В 4 главе книги пророка Миха мы находим почти дословный пересказ слов Иешаяху: о вызвышении Храмовой горы, к которой стекаются все народы, чтобы услышать слово Б-га Яакова; о том, что мечи перекуют на орала. Но заканчивается это пророчество словами, которые, по сути, перечеркивают все вышесказанное: Все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Господа Б-га нашего во веки веков.
Другие словами, ничему не научатся народы: каждый останется со своим богом. Стена, отделяющая евреев от остальных людей, никогда не будет разрушена и разделение это будет вечным. Так видит будущее пророк Миха.
Дмитрий кратко коснулся того, как историчесткая эпоха отражалась в видениях пророках. Иезкиэль, современник разрушения Иерусалима, говорил о тотальном уничтожении, которому будут подвергнуты народы мира (главы 38-39). Иерусалим станет не местом единения, а коллективной могилой для других народов.
Интересен взгляд пророка Захария, согласно которому другие народы в конце дней принудительно принимают Б-га Израиля (14 глава). А страшное пророчество Йоэля предсказывает войну: Перекуйте орала на мечи, и садовые ножницы – на копья (4 глава) . Не мир, а война. Народы соберутся вокруг Иерусалима, чтобы воевать с ним, и будут уничтожены:
וְהָיְתָה יְרוּשָׁלַם קדֶשׁ, וְזָרִים לא-יַעַבְרוּ-בָהּ עוֹד
Иерусалим станет святыней, и чужие не пройдут больше через него (4:17) .
Дмитрий показал нам, насколько отличались друг от друга видения еврейских пророков. Многочисленные примеры подтверждали неоднозначность эсхатологической традиции, приводили нас к мысли о полифонизме, присутствующем в Танахе.
Так что же нас ждет в конце дней?
אלו ואלו דברי אלוקים חיים...
На встрече с Дмитрием Копелиовичем:
"Живой журнал" antopol