В предыдущей статье мы говорили о принципиально новой архитектуре государства. Сегодня хотелось бы рассмотреть реальные примеры систем, в которых можно найти ростки этой новой архитектуры. Для начала устремим взгляд через Атлантический океан и посмотрим, как организована жизнь евреев в США, где проживают свыше 5 миллионов наших единоплеменников.
Где бы ни проживал в Америке еврей, он может связаться с локальной еврейской общиной. Сверх того, многие общины действуют через Интернет (см., например, http://www.ujc.org) и, зарегистрировавшись, еврей может пользоваться услугами общины вне связи с местом проживания.
Что даёт еврею община?
Общинная структура даёт возможность еврею чувствовать себя частью единого целого (еврейского народа), при этом выбирая себе общину, подходящую ему по идеологии, образу жизни и другим параметрам. Так, 46% всех американских евреев относят себя к какой-то конкретной синагоге (и общине при этой синагоге); 21% относят себя к еврейскому общинному центру, 28% - к какой-либо другой еврейской организации. Из постоянных посетителей синагог 38% относятся к реформистским (светским) общинам, 33% - к консервативным, 22% - к ортодоксальным. [National Jewish Population Survey 2000-01, в дальнейшем NJPS]
В результате "граждане" еврейских общин получают стимул принимать активное участие в общинной жизни и помогать поддерживать еврейскую жизнь в целом: каждый четвёртый американский еврей занимается или занимался добровольческой деятельностью в рамках еврейских общин! 41% американских евреев жертвовали деньги на еврейские цели вне рамок Федерации еврейских общин. [NJPS] Однако рассчитывать на помощь общинных структур может каждый еврей.
Деятельность общин полностью финансируется самими общинами - при том, что евреи платят налоги также государственным властям!
Федерация еврейских общин Америки (UJC) - организация, связывающая общины в единую сеть. Она вырабатывает общую политику еврейства Америки ровно настолько, насколько это необходимо, предоставляя каждой общине решать свои проблемы по-своему. В некоторой степени она выполняет функции той координационной службы, о которой мы говорили в предыдущей статье.
Вопрос: составляет ли этот комплекс услуг всё, чего мы ожидаем от государства? Иначе говоря, могли бы продолжать евреи Америки существовать в своих общинах, если бы всё остальное население, включая американское правительство, куда-нибудь исчезло?
Ответ: нет. (Впрочем, сомнительно, могло ли продолжать существование современное Государство Израиль, если бы куда-то исчезло американское правительство).
В чём же не самодостаточны евреи Америки?
А. Поскольку они - граждане "внешнего" государства, у них нет и не может быть своей армии, полиции и системы судопроизводства (за исключением чисто религиозного). Поскольку армия в США профессиональная и состоит в основном из неевреев, очень немногие евреи выбирают военную карьеру - около 3000 евреев на 1,400,000 военнослужащих [The Jewish Journal of Greater LA, Nov. 2003].
Б. По той же причине еврейство США не имеет и не может иметь официальных представительств в других государствах, за исключением представительств гуманитарного толка; еврейство США не имеет и не может иметь международной политики и своего единого голоса в международных организациях.
В. Очень мало евреев США занимаются сельским хозяйством, строительством и подобными работами. На 2001 год [NJPS] основная масса работающих евреев США - 41% - занята профессионально- техническим трудом. Ещё 13% евреев находятся на руководящих должностях; 7% занимаются бизнесом.
Надо сказать, что пунктом "В" страдает и нынешнее Государство Израиль. Меньше 4% израильтян занимаются сельским хозяйством [ד"ר דן גלעדי, כלכלת ישראל. הוצ' משרד החינוך, 1998].
Ни один из пунктов А,Б,В не противоречит общинному строю, описанному выше. Если найдётся способ совместить эти три пункта с общинным строем, перед нами возникнет жизнеспособная модель государства.
Нет причин идеализировать еврейство США с его высоким процентом ассимиляции и низким процентом рождаемости. В первую очередь, это еврейство, живущее не на своей земле. Но общинная структура никак не противоречит жизни на Земле Израиля; более того, есть части израильского общества, где ещё сохранились остатки былой общинности (например, выходцы из стран Кавказа и их потомки); есть части, где (вопреки государственной системе, не поощряющей общинность) появились начатки новой общинности (например, поселенцы Иудеи и Самарии); и как раз в этих частях общества существует здоровая взаимопомощь и индивидуальная поддержка, не зависящие от государственных структур.
Основное отличие общинной модели общества от ныне существующей: гражданин Израиля окажется в первую очередь не подданным гигантской безликой махины, а членом вполне определённой, конкретной, избранной им самим небольшой общины. Одна из целей семинара "Альтер-Net" (12-13 октября 2006) - более детальная проработка этой модели и попытка создания её действующего прототипа. Пока что, в следующих статьях этой серии, мы попробуем рассмотреть способы совмещения общинной системы с общегосударственными структурами - такими, как армия, суд и полиция.