Maof

Tuesday
May 14th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Факт: добровольные группы, организованные в виде сети, во время войны успешно заменили собой развалившиеся правительственные структуры.
Вопрос: возможно ли создать общественную систему, которая заменит собой другие разваливающиеся правительственные структуры? Опубликовано на http://khatul.livejournal.com/

Информационные сети были известны человечеству задолго до двадцатого века. Все они - от почтовой сети Дария Первого и до компьютерных сетей шестидесятых - работали по одному принципу: центральная станция, соединённая с множеством периферийных. Когда в конце шестидесятых группа молодых инженеров придумала принципиально новый способ обмена данными, вначале им не поверил никто. Тогда они пришли в министерство обороны США и спросили: "что вы будете делать, если ваш центральный компьютер разбомбят русские?" В министерстве сказали: "а как без центра-то обойтись?" "Смотрите как", ответили молодые инженеры. Так родилась сеть Интернет.

Мораль отсюда такова: когда рассматривается жизнеспособность системы, её способность конкурировать с другими и развиваться - решающим фактором оказывается архитектура этой системы.

Централизация всех структур власти в современном Государстве Израиль - одна из причин краха этой власти: краха, очевидного в наши дни многим обозревателям и исследователям как с "правой", так и с "левой" стороны. Олигархия власти, практически никого не представляющая, погрязшая в экономических и сексуальных преступлениях - вот что представляет собой в массе контингент Кнессета и правительства. В отличие от большинства исторических олигархий, управлять страной эта команда не умеет и особо не пытается. Ставленники её на местах столь же бесцветны. По сути дела, гражданину Израиля сейчас не к кому обращаться за защитой и помощью.

Во время последней войны жители Севера почувствовали это особенно остро. Социальные службы в прифронтовых городах в массе дезертировали; палаточный городок для беженцев был организован заботливым правительством через день после окончания войны; государственные транспортные компании в городах Севера приостановили свою деятельность.

И тут неожиданно оказалось, что функции правительства может взять на себя общественная организация, основанная на новых архитектурных принципах. Неформальное общество "Самооборона" разместило в центре страны сотни семей беженцев с Севера; одиннадцать караванов доставили гуманитарную помощь в обстреливаемые города; стационарный склад действовал в Хайфе, и ещё семь складов вне зоны обстрела обеспечивали непрерывную доставку продуктов на Север. Добровольцы-врачи оказывали медицинскую и психологическую помощь людям, находящимся в бомбоубежищах (в частности, в одном из бомбоубежищ успешно приняли роды).

Как действует "Самооборона"? В первую очередь, у неё, как у Интернета, нет центральных органов власти (тут надо отметить, что "Самооборона" возникла благодаря Интернету, как сообщество пользователей Живого Журнала, решивших помочь северянам). Различные группы - географические (от Хайфы до Беэр-Шевы) и тематические (психологи, водители, гуманитарная помощь...) - действуют сами; вместо центральной власти - координаторы, помогающие группам согласовывать свои действия (в Интернете тоже существуют свои "координаторы" - специальные протоколы, по которым компьютеры обмениваются служебной информацией и синхронизируют свою работу).

Факт: добровольные группы, организованные в виде сети, во время войны успешно заменили собой развалившиеся правительственные структуры.
Вопрос: возможно ли создать общественную систему, которая заменит собой другие разваливающиеся правительственные структуры?

До войны такой вопрос казался утопическим. Пример "Самообороны" показал, что он не столь фантастичен.

Один из возможных путей альтернативного самоуправления - схема, по которой была организована еврейская диаспора. В Европе и в Америке, в Африке и в Средней Азии - всюду действовала (а во многих местах действует и по сей день) сеть общин.

Каждая община представляла собой миниатюрное государство, в котором все знают всех, поэтому ответственность человека, взявшего на себя социальную функцию, является не абстрактной, а конкретной.

Раввины, резники (шойхеты), сваты и свахи (шадхены), торговцы разных городов общались между собой, создавая своего рода "координационные службы". В результате, например, евреи Российской империи представляли собой вполне жизнеспособное "государство в государстве", которое и дало возможность русскоязычному еврейству выжить и принять участие в строительстве общего дома в Эрец-Исраэль.

Можно ли приспособить эту схему к условиям XXI века? Может ли нынешняя система уступить место новой? Какие практические меры можно предпринять для того, чтобы повлиять на этот процесс?

Об этом - в следующей статье.