Господин премьер-министр, в продвигаемой Вами политике Вы исходите из принятой Вами аксиомы о
тождественности наличия суверенитета государства Израиль с заселением евреями земли Эрец-Исраэль.
Но это предположение ошибочно: заселение страны Израиля всегда было душой сионизма
Отрывки из открытого письма главе правительства
(«Макор ришон» 18.3.05)
Я пишу Вам снова, так как на обращение от имени проходившего более месяца назад собрания
раввинов на тему «Обязанности следовать приказам и законам согласно Торе» до сих пор не был
получен ответ. Тогда я просил Вас о том, чтобы Вы в срочном порядке приняли у себя наших
представителей. Как духовные вожди, стремящиеся предотвратить раскол в народе, гражданскую войну
и кровопролитие, не дай Б-г, как ответственные за цельность народа и земли Израиля, мы должны
выразить искреннее и глубокое беспокойство за судьбу народа и государства. Мы всё ещё ожидаем
встречи с Вами и опасаемся, что, возможно, наше обращение до Вас не дошло.
В личном письме к Вам я внёс предложение, которое, быть может, способно даже в Вашем видении
ситуации убрать необходимость в разрушении еврейских поселений, причём с согласия второй стороны
и стран мира. Поскольку и на это обращение не поступало ответа, я публикую в газете открытое
письмо к Вам.
Я убеждён, что выражаю здесь мнение огромного большинства раввинов Израиля и диаспоры. Мы
молимся и надеемся, что Вы прислушаетесь к нашему призыву, но если, не дай Б-г, Вы этого не
сделаете – мы будем считать себя свободными от обязанности принести тёлку с перерубленной шеей к
ближайшему ручью, и сможем со спокойной совестью сказать: «Наши руки не проливали этой крови, а
глаза наши не видели» (Дварим 21:1-9). (прим.перев. – имеется в виду отрывок из Торы: если в
окрестности какого-то населенного пункта находили убитого и не могли найти убийцу, то главы этого поселка
приносили жертву и говорли установленную фразу, при этом, разумеется, никто не подозревал этих
почиенных старцев, что они убили, - этой фразой они говорили, что правильно воспитывали людей и
предостерегали от неправильных поступков, т.е. рав а-Коэн говорит, что своим письмом он выполняет свой
долг раввина – духовного наставника, и если Шарон не прислушается, то вина за последствия будет на
Шароне).
В продвигаемой Вами политике Вы исходите из принятой Вами аксиомы о тождественности
суверенитета государства Израиль с заселением евреями земли Эрец-Исраэль. Но предположение это
ошибочно: заселение страны Израиля всегда было душой сионизма, даже тогда, когда страна находилась
под чужим правлением. Практический и духовный сионизм провозглашали полное право евреев
селиться в стране своих отцов и жить в ней. Евреи умирали во имя этого права за много лет до
того, как кому-то в голову могла прийти мысль о воссоздании еврейского государства. Мечта о жизни
в Святой Земле была движущей силой всех тех, кто совершал алию в Эрец-Исраэль, от РАМБАНа до
учеников Виленского Гаона и учеников Бааль Шем-Това.
С точки зрения религии – есть простая и ясная заповедь селиться в Эрец-Исраэль, строить в ней дома,
сажать на ней деревья, обрабатывать её землю и жить в ней еврейской жизнью. Мудрецы наши
сказали прямо: «Так велика заповедь жизни в стране Израиля, что она равноценна всем остальным
заповедям Торы». Эту заповедь признавали и признают все, кто придерживается веры Израиля, даже
ультраортодоксальные «Нетурей-Карта», даже антисионисты, даже те, кто, к сожалению, нашли для себя
приемлемым солидаризироваться с ООП и с Ясером Арафатом (прим.перев – есть и такие ультралевые).
Также абсолютно понятно, что разрушение еврейских поселений в Эрец-Исраэль – серьёзное нарушение
заповедей Торы. Я уверен, что и Ваше сердце болит из-за того, что именно Вы, стоявший во главе
отстраивания Эрец-Исраэль и Иерусалима, должны пойти на такой тяжкий шаг. Возникает вопрос:
зачем выкорчевывать поселения? Почему они не могут существовать и при наличии палестинского
государства, давая евреям возможность выполнять заповедь о заселении Святой Земли, как это делали
наши отцы и праотцы на протяжении поколений? Почему наши арабо-палестинские соседи могут жить
среди нас в безопасности, хотя открыто объявляют о своей верности палестинскому самосознанию и о
солидарности с борьбой палестинского народа, а мы охраняем их, как будто это нечто само собой
разумеющееся?
У меня простое предложение: в рамках любых политических переговоров требовать, чтобы те
поселения и поселенцы, которые хотят продолжать жить на своём месте даже, если там будет
объявлено палестинское владение, могли бы там остаться, а обе стороны плюс международные органы
- США и европейские страны - были бы ответственны за их безопасность. Конечно, тот, кто захочет
уйти, получит денежную компенсацию, но никого не будут выселять силой.
Я считаю своей обязанностью отметить своё резко отрицательное отношение и к выселению
палестинских арабов из их домов. Но я требую равноправия и разделения между правом жительства и
суверенитетом. Я не так наивен, чтобы думать, что в ситуации вражды, террора, подстрекательства и
культивирования ненависти в палестинской автономии – вещи, прекращение которых Вы справедливо
поставили условием для политических переговоров – проблему безопасности можно легко решить. Но я
верю, что с ней можно справиться, действуя ответственным и приемлемым путём. Этот новый подход
можно разъяснить миру, так как он основан на обоюдности. Если наши соседи действительно хотят
мира, это должно быть возможным.
Как раввин в Израиле, я убеждён, что только такой решительный подход может предотвратить раскол
в народе и проложить мост между миролюбцами и любящими Эрец-Исраэль, предводителем которых
Вы были на протяжении стольких лет. Мне очень дороги оба эти лагеря. Однако, если моё
вышеописанное предложение не является реальным, то, к сожалению, единственно возможный вывод
гласит: одностороннее размежевание неприемлемо и неприемлема ситуация, когда единственное место
в мире, где евреям нельзя селиться, это наша Страна – наследие наших праотцев.
В начале собрания раввинов я сказал, что мне выпала честь мечтать и бороться за создание государства
Израиль. Вследствие активной деятельности в движении «Брит ха-Хашмонаим» («Союз Хасмонеев») и
в подпольных организациях ЭЦЕЛ и ЛЕХИ, меня преследовала английская полиция, я был заключён в
лагерь Латрун и едва выбрался оттуда, благодаря заслугам праотцев. Декларацию об основании
государства я слушал по радиоприёмнику штаба защитников еврейского квартала в Иерусалиме, под
аккомпанемент взрывов и выстрелов во время кровавого боя за защиту квартала. Невзирая на тяжёлую
рану, я был взят в плен к иорданцам. Вернувшись из плена, удостоился быть одним из первых
армейских раввинов. Около пяти лет состоял на срочной службе в армии и более двадцати лет был
резервистом. Во время войны Судного Дня я служил – хотя и был инвалидом войны– за Суэцким
каналом и провёл много часов в кабине тогдашнего фронтового командира, генерала Арика Шарона.
(прим.перев. – во время войны Судного дня рав а-Коэн был раввином 143-й танк.дивизии, которой
командовал Шарон)
Не для того, чтобы похвастаться, открыл я вечер своими воспоминаниями, а чтобы подчеркнуть, как
дорого мне государство Израиль, "решит цмихат Геулатейну" - начало роста Избавления нашего.
Именно в силу этого я не могу не выразить своего однозначного мнения, что «государство Израиль» -
не самоцель. Есть высшие ценности. Государство было создано только для того, чтобы защищать и
хранить их. У нас есть святые идеалы, по отношению к которым само существование государства и его
органов представляет собой лишь «инструменты для исполнения заповедей» и «святые
принадлежности». У нас есть три основных идеала, святых и освящённых, указанных и обещанных нам
Всевышним: Тора Израиля, Народ Израиля и Земля Израиля. Государство Израиль пришло в мир после
страшной Катастрофы для того, чтобы защищать народ Израиля и чтобы быть главным инструментом в
процессе возвращения народа Израиля в страну Израиля – процесс, результатом которого будет
возвращение всего Израиля к Торе Израиля, как предрекали нам пророки правды и справедливости.
Обо всём этом ясно говорится в наших источниках: сперва должно быть возвращение в Сион и
собирание изгнанников, а потом – полная тшува и полная Геула.
Господин премьер-министр, мы молимся о том, чтобы Вы прислушались к нашим словам и чтобы
исполнилось в отношении Вас то, о чём мы молимся каждую Субботу: «Отец небесный... пошли свет
Твой и правду Твою его (государства) главам, министрам и советникам, и дай им совет Твой
добрый!». Амен, да будет на то воля Вс-евышнего.
Рав Шеар-Ишув а-Коэн (главный раввин Хайфы и председатель движения «Ариэль»)
Перевела Лиора Мильман
МАОФ