Опубликовано на http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=akrav
Не так давно один молодой адвокат, гарвардский выпускник, которого я встретил в Кфар-Маймоне, объяснил мне, что по израильским законам привлечь Шарона к ответственности за мошенничество нельзя, поскольку понятие «мошенничество» подразумевает денежный обман и не включает в себя нарушение предвыборных обещаний.
Возразить ему я тогда не успел, но аргумент кажется мне -- с моей, впрочем, дилетантской, не-адвокатской точки зрения -- неубедительным. Ведь выборная государственная должность предполагает зарплату, и немалую. Чтобы получить эту должность и эту зарплату, необходимо принять на себя некие обязательства перед теми, кто эту зарплату будет платить (т.е. избирателями).
Далее. Пост премьер-министра -- это не пожизненная должность, а заведомо временная функция с заранее оговорённой оплатой. Иначе говоря, процесс занятия поста главы государства -- это подряд на конкурсной основе (то, чтó по-английски называется лаконичным словом «bid»).
Если вы наняли на лето садовника ухаживать за вашим садом, а он стал рубить деревья и отвозить получающиеся в этом процессе дрова себе домой, -- считается ли это мошенничеством? А если не к себе домой, а на соседский участок? А если он пришёл к выводу, что иметь участок без деревьев -- в ваших интересах, и объяснил вам это? Обязаны ли вы выплатить ему полную сумму, условленную по договору?
Если вы объявили bid и наняли архитектора отреставрировать дом, а он, используя ваши деньги и ваши инструменты, разрушил ваш флигель и начал строить флигель для себя или для ваших соседей -- может ли это считаться денежным обманом? Или это всего-навсего нарушение предbidовых обещаний? Если вы подадите на него в суд -- велика ли вероятность, что суд позволит вам считать контракт недействительным и прекратить ежемесячные выплаты его гонорара?
На это, видимо, будет возражение, что по-любому наш шемякин Багац заведомо оправдает шарошкину контору. Но всё равно -- неужели невозможно подать в суд за присвоение подрядчиком денег заказчика в результате умышленного нарушения обещания -- то есть, по определению, мошенничество? Может быть, очередной демонстративно несправедливый приговор приблизит, наконец, катарсис в общенародном масштабе?