Не тревожься о том, что будет завтра; поправь то, что было вчера.
Еврейская поговорка
Вы верите в случайность? И я не верю. Хотя бывают моменты, когда очень хотелось бы поверить. Особенно, если все идет по плану. Или, наоборот, вопреки всякой здравой логики. Не будь выстрела в Сараево, не было бы Первой мировой войны. Ее ведь и в самом деле никто не желал. Но тогда никуда не исчезла б Османская империя. И на нефти с газом жировали бы не арабы, а турки. Не понадобилось бы и декларации Бальфура, ставшей для Британии заветным ключом к крепко запертой ближневосточной двери. Да и германское поражение в итоге обернулось катастрофой для всего мира. Ибо породило у немцев неуемную жажду реванша. Что в конце концов вознесло к вершинам власти Гитлера, развязавшего Вторую мировую войну, приведшую к Холокосту. Однако не будь всего этого евреи не получили бы своего государства. И в результате добровольно-принудительной ассимиляции оказались бы в тяжелом демографическом положении.
Такая вот цепочка, где каждое событие неминуемо влечет за собой другое. Приводя к тем или иным последствиям, которые, в свою очередь, порождают новые последствия. Поэтому случайные случайности обычно возникают разве что в нашем воспаленном мозгу. Отсюда и столько инсинуаций. Любая ложь может стать удобоваримой, если ее скармливать порционно. Так и с покушением на Дональда Трампа, обросшего самыми невероятными версиями и слухами. Хотя тот выстрел в Пенсильвании мог стать роковым не только для сорок пятого президента, но, учитывая масштаб его личности, и для страны в целом. А то и вовсе для всего мира. Но опять же, под каким углом на все это смотреть. Для одних его невероятное спасение - не более чем удачное стечение обстоятельств. Другие увидели в нем необыкновенное везение, граничащее с чудом. Третьи и вовсе посчитали просто нелепыми эпизодом, о котором быстро забудут в суете напряженной предвоборной гонки.
Тем весомей ощущения самого Трампа, заявившего, что его спас Б-г. И это не рисовка. Это глубокое убеждение, которое еще больше окрепло после того, как он заглянул смерти в лицо. Но если беду действительно отвела Б-жественная рука, то о чем тогда хотел предупредить нас тот, Кто скрыт и недоступен? В самом деле, что последует за выстрелом в Батлере? Не сыграет ли он такую же зловещую роль, как сараевский? Да, пока он сплотил Республиканскую партию. Но не Америку. И внес серьезный разлад в ряды демократов. После ожидаемого и все-таки драматического заявления Джозефа Байдена об отказе баллотироваться на второй срок политический ландшафт практически не изменился. От Джо избавились, поскольку он действительно стал балластом прежде всего, для самой партии. Причем именно те, кто его и водрузил в Белом доме. Об этом без обиняков пишет The New York Times, вслед за Байденом называя организаторами "дворцового переворота" Барака Обаму и Нэнси Пелоси.
Между тем, все это в какой-то степени напоминает борьбу с проституцией. Силами самого борделя. Ибо вокруг нас обычно происходит как раз то, что мы сами же проектируем и возводим. Администрацию Байдена не случайно называют третьим сроком президента Обамы, хотя сам Джо это категорически отрицал. Тем не менее, он так до конца и не избавился от прилипшего к нему ярлыка бараковского назначенца. Несмотря на отчаянные попытки хотя бы внешне выглядеть некой самостоятельной фигурой. То же самое можно сказать и о Камале Харрис, которую пристроили к нему скорее в качестве соглядатая, чем заместителя. В результате чего образовался, пожалуй, самый худший политический тандем в американской истории. Но на том, собственно, и строился расчет. Им отводился в лучшем случае один президентский срок. Иначе какой смысл было выдвигать не слишком здорового человека и делать на него главную ставку? А в дублеры рекомендовать безликую Камалу. Да еще с весьма сомнительной личной репутацией.
В целом задумка была безукоризненной. И совершенно беспроигрышной. Не потерявшей, кстати, и сейчас своей привлекательности. Ибо если демократы останутся у власти, а они пойдут на все, чтобы ее не отдать, то по логике тогда и при Харрис ничего не изменится. Руководить ведь можно, оставаясь по-прежнему в тени. Тем более, что Обама все равно уже не может занимать высший государственный пост. А становится вторым не в его стиле. Но на этот раз он, видимо, поторопился, слишком уж демонстративно дистанцировавшись от своей протяже в пользу жены. И в итоге настроил против себя партийную элиту, которая как бы в отместку отдала предпочтение кандидатуре Камалы. Хотя положение мадам Камы Хамелеон, как называют ее за глаза, пока тоже достаточно шаткое. Даже в собственных рядах. Номинально Обама вроде бы и отступил, но не исключено, что может дать бой на партийном съезде в Чикаго, запланированном на конец августа.
Впрочем, каким бы всесильным не считал себя экс-президент, дирижирует все-таки не он. Этот мир придуман не нами, как поется в популярной песне. И рассчитан на шесть тысяч лет (трактат "Сангедрин", 97а). Для тех, кто живет в 5784 году от сотворения Человека, это о чем-то да говорит. В отличие от тех, у кого на календаре 2024 год. Хотя они и идентичны. Просто точка отсчета разная. Но нам какое до того дело? Самое непосредственное. Потому что та нынешняя объективная реальность, в которой оказался мир, по сути, превратилась в виртуальную. И общечеловеческая история в том виде, какой мы ее знаем, подошла к концу. Но это еще не конец света, а только "конец дней". Как это понимать? Что было, то и будет, дал намек мудрый царь Соломон. Посему и конец нашей истории станет зеркальным отражением ее начала. Следовательно, и 210 лет унизительного египетского рабства обернутся таким же периодом нашего окончательного освобождения. Из изгнания, в том числе и духовного, под игом которого мы все еще находимся (Мидраш а-Неэлам,140а). Этот временной отрезок именуется Тхият а-Метим - воскрешение из мертвых. Так вот, если отминусовать их от шести тысяч, то получается 5790 год. Или 2030-й по привычному для многих летоисчислению.
Вся наша история - это череда бесчисленных взлетов и падений. Без них мы просто топтались бы на месте. Потому что любое падение приводит к новому подъему, причем на более высоком уровне. И чем ниже падение, тем выше подъем. А вместе с ним и награда. Без египетского горнила очищения не было бы и дарования Торы. Так и избавление от ярма народов невозможно без напряженной работы по исправлению этого несовершенного мира, а заодно и самих себя. И вот теперь мы, наконец, выходим на финишную прямую. В оставшиеся пять с немногим лет должны произойти события, каких и сроду не было. Согласно обещанному: "Как в дни твоего исхода из Египта, явлю Я чудеса" (Миха, 7:15). Это и раскрытие Машиаха, и строительство Третьего храма, и расширение границ до библейских пределов, и собирание евреев на Святой земле. Кибуц галуйот - последний сорокалетний период, предшествующий оживлению мертвых начался, как нетрудно подсчитать, одновременно с массовой алией из бывшего Советского Союза в 1990 году и продолжается до сих пор, охватывая все новые регионы.
Особняком стоит война Гога и Магога, заключительным аккордом которой станет полный разгром Амалека, чтобы навсегда стереть память о нем, как того требует повелевающая заповедь (Дварим, 25:17). На самом деле эта битва идет уже свыше ста лет и включает в себя три этапа. Первые два - это те мировые войны, которые привели к возрождению еврейского государства. Они в какой-то степени схожи, поэтому и промежуток времени между ними сравнительно невелик. Третий этап, в который мы стремительно врываемся, будет заметно отличаться от двух предыдущих. И вовлеченностью сторон, и коалиционным составом, и качеством оружия, и, что самое главное, поставленными целями. С них и начнем. Еще полтора века назад выдающийся комментатор библейских текстов рабби Мальбим предсказал грядущие бедствия и даже назвал их основную причину: первые две войны в наказание народам мира за разрушение обоих иерусалимских Храмов, а последняя - за то, что всячески мешали евреям строить третий.
Однако при чем тут Гог и Магог? Попробуем разобраться, следуя старой иудейской традиции, основанной на анализе смысла слов и фраз с помощью числовых значений входящих в них букв. Впрочем, можно даже и не подсчитывать. Это число давным-давно известно - семьдесят. Именно столько народов произошло от Ноя. И все они, согласно Аризалю, будут воевать с Израилем. "И соберу все народы на войну против Иерусалима... " (Зхария, 14:1). Речь идет, прежде всего, об обитающих среди них потомков Амалека, то бишь самых отъявленных юдофобов. Из тех самых стран, куда были изгнаны евреи и где они подвергались неимоверным страданиям. Всевышний снова соберет всех вместе. На месте былых преступлений. Для чего? Чтобы произвести суд и уничтожить. И знаете, кто Ему поможет в этом? ООН, превратившая Израиль чуть ли не в заклятого врага человечества. Кстати, ее гематрия тоже семьдесят. Так что "родство", как видим, налицо.
Название любой вещи тем или иным образом связано с ее сутью. То же самое и с именем, которое выражает духовную сущность человека, определяет его наклонности и характер и даже ощутимо влияет на судьбу. Отсюда и столь их тесная взаимосвязь. На Востоке, где реальность не отличима от мистики, а мистика от реальности, эта связь вообще обретает магическую окраску. Когда Барак Хусейн Обама впервые появился на политическом небосклоне, он сразу же привлек внимание исламских богословов. Ведь в переводе его имя означало "благословение Хусейна". Но еще впечатлительней звучала его фамилия - О Ба Ма, которая трактовалась как "он с нами". А следом еще один удивительный намек: его дочь с очень редким сейчас даже у мусульман именем - Малия. Точь в точь, как у дочери весьма почитаемого шиитами халифа Османа. И как раз в это самое время студенты теологических школ изучали трактат "Бахар-аль-Анвар", авторство которого приписывают средневековому мулле Алламе Маджлиси. В нем со ссылкой на первого шиитского имама Али ибн Абу Талиба говорится, что незадолго до раскрытия мусульманского мессии
Махди, "страну с сильнейшей в мире армией возглавит высокий черный человек", который поможет ему завоевать весь мир.
И, надо признать, Обама не обманул этих ожиданий. Его президентство стало для Тегерана манной небесной. Иран получил все, о чем только мог мечтать. Во-первых, вышел из почти полной изоляции, не прилагая к тому никаких усилий. Во-вторых, избавился от удушающих санкций, приведших к экономической стагнации. В-третьих, устранил последние препоны, мешавшие развитию ракетно-ядерной программы. И, наконец, опутал паутиной террора весь Ближний Восток. Используя разблокированные миллиарды с замороженных ранее активов. Но совесть мучает не тех, кого должна мучить, а тех, у кого она есть. Обама по-прежнему все еще с ними. Хотя для аятолл уже и пройденный этап. Гораздо больший интерес сейчас вызывает Харрис. И не только как реальная претендентка на Белый дом. Поместите первую букву ее имени в конец и получите хорошо знакомое слово - amalak. А теперь сравните с фамилией верховного аятоллы Хаменеи, которая очень напоминает другого известного злодея - Амана Амаликитянина.
А где же в этом раскладе Трамп? Он ведь тоже безо всякого сомнения мессианская фигура. Да еще с гематрией, эквивалентной Машиаху бен Давиду, что вообще кажется невероятным. Чем не намек, причем явный, на то, что они в одной связке. И кто знает, может быть, вовсе не случайно не остался он на второй президентский срок. Потому что именно сейчас его роль несравненно важней. Во всяком случае, в деле защиты Израиля. И от все более наглеющего Ирана, и от Гога в лице ООН, которую через полтора года вполне может возглавить оставшийся не у дел Барак Обама, о чем уже, кстати, вовсю поговаривают в ее кулуарах. Не зря же его (конечно же, Трампа) сравнивают с царем Киром, который освободил евреев из вавилонского плена и поддержал строительство Храма. Хотя ведь именно римляне разрушили главную еврейскую святыню. А на американском гербе, как это ни парадоксально, такой же орел, который украшал знамена римских легионов. Но на этот раз, наверное, должно быть наоборот: кто разрушал, тот должен и восстанавливать.
Кого предпочтет Всевышний? Или слегка изменим вопрос: "Готовы ли мы стать Его партнерами в осуществлении грядущих перемен?". Для Б-га и Трамп, и Камала, и даже Обама всего лишь инструмент для достижения определенной цели. А для нас - задача с двумя неизвестными. И от ее решения зависит, по какому сценарию будут развиваться дальнейшие события - пуримскому или ханукальному. Все остальное - предвыборные эмоции. Хотя и они могут стать важным стимулом к пересмотру собственных базовых ценностей. Но это уже не работа над ошибками. Это работа над собой.