(опубликовано в еженедельнике ХАБАДа «Восхождение» 29 кислева 5766г – 30.12.06, недельная глава
«Микец»)
У некоторых американских евреев была заветная мечта: чтобы ихний «сильвестр» совпал с нашей Ханукой.
Тогда получается, что мы с англосаксами как бы празднуем вместе; кричим «сорри» на новогодних
распродажах, тащим вместе коробки и пакеты с бантами, обмениваемся поздравительными открытками. А
дома, накинув засов, можно зажечь ханукию и рассказывать детям, как наши славные предки восстали, не
желая подчиняться языческой культуре греков, не желая есть с ними из одной тарелки.
В этом году календарь «пофартил»: седьмую ханукальную свечу мы зажигаем в канун «ихнего» нового года. Это
не Рош а –Шана, связанный с началом мироздания, а нарядный, улыбчивый «сильвестр», названный так в
честь одного из римских пап. Кстати, известного антисемита.
Совершенно лишнее и неуместное «кстати». И вообще лишние знания мешают жить.
Чтобы легче обходить острые углы, которые в коммунальной квартире под названием «Земля» встречаются
довольно часто, евреи придумали «птичий язык» и активно им пользуются. Главное правило этого языка
звучит так: для страшной вещи надо придумать ласковое слово.
Давайте репетировать:
Террористы – «борцы за свободу».
Уступки убийцам – «мирный процесс».
Уничтожение еврейских поселений – «Дорожная карта».
А как назвать день, когда глава церкви, отчаявшись принудить местных евреев к крещению, приказал топить их
в Тибре? Правильно, «сильвестр»!
Для многих Тора, безусловно, вещь неудобная. Там написано, что нельзя устраивать с другими народами
совместные трапезы, подражать их моде, вступать в смешанные браки…
Но есть хороший выход. Тору эту можно назвать по-птичьему: «традиция». «Я не во всем соблюдаю традицию»
– звучит изящно, как зигзаг коньков на льду. «Я нарушаю запрет Б-га» - от таких слов уши закладывает…
Но каждый вечер, в пять минут двенадцатого, когда можно снять галстук и отправляться спать, каждый
вспоминает, что он не птица. И начинает задавать вопросы: «А кто я, а кто они, а где мое место на земле?…»
Все уже отмерено и проверено. В хасидизме говорится, что души евреев и народов мира пришли ИЗ РАЗНЫХ
МИРОВ.
Не обычаи разнятся, не культура. Водораздел проходит гораздо глубже, на уровне структуры души.
Это не значит – «вражда». В Гемаре есть много рассказов о дружбе римского вельможи Антониноса (говорят,
что он стал императором) и рабби Иегуды а-Наси, составителя Мишны. Успех их дружбы заключался в том,
что никто не пытался перетащить другого на свою половину. И не пытался перекинуть ногу в чужой огород.
Любавичский Ребе в одной из своих бесед объясняет какими правилами нужно руководствоваться, общаясь с
народами мира.
А именно:
Не устраивать совместных диспутов на тему «чья вера лучше».
Сотрудничать в практической работе, связанной с установлением мирной, здоровой, справедливой жизни
на Земле.
Расказывать народам мира о «Семи заповедях сыновей Ноаха», обязательных для всего человечества.
И не говорить по-птичьи… Это я уже добавил от себя.