Кибуц Наан, 1951. Огромное напряжение чувствуется на заседании Совета Объединенного кибуцного
движения (Кибуц меухад). Совет обсуждает членов партии МАПАЙ (нынешняя Авода) из кибуцев Ашдот
Яаков и Гив’ат а-Шлоша. Из-за идеологических разногласий вышли члены МАПАЙ из этих кибуцев и создали
отдельное хозяйство. После долгого обсуждения, полного взаимных обвинений, решает Совет исключить их из
кибуца. После принятия решения члены МАПАЙ в негодовании покинули помещение.
Через несколько дней трагический разрыв в Кибуц меухад стал законченным фактом. Отношения между двумя
группами разорваны, они уже не могут жить и работать вместе в одном кибуце или в одних общественных
рамках. Проявления тяжелого недовольства среди членов 80 кибуцев привели к тому, что группа, составлявшая
меньшинство в каждом кибуце, оставляла своих друзей, с которыми росли долгие годы, и переходила в другой
кибуц, где идеологические единомышленники были в большинстве. 4 кибуца, где силы были равны,
разделились каждый на два кибуца.
*
Конференция МАПАМ, 1958г. Бурное обсуждение, полное гневных заявлений. Тема обсуждения – самая
важная – дефис в словосочетании «марксизм-ленинизм». Писатель Моше Шамир (позже поправел) стоял во
главе молодежной фракции, решительно требовавшей сохранить дефис. Другие настоятельно утверждали, что
надо изъять дефис и писать «марксизм ленинизм». Против двух этих фракций выступил Меир Яари. Он
безжалостно бил себя кулаком в грудь и остро критиковал «культ личности». Поэтому, энергично заключил он,
пришло время перейти к «марксизму и ленинизму».
*
Очень сомнительно, что члены кибуцев «Эйн-Харод ихуд» и «Эйн-Харод меухад» могут объяснить, что
подвигло половину членов кибуца выйти из него и создать отдельный кибуц с отдельной системой
образования. Не известно, сколько человек сейчас понимают разницу между «марксизм-ленинизмом» и
«марксизмом и ленинизмом» и почему из всех тяжелых проблем, стоявших в тот период, выбрал Моше Шамир
отважно воевать именно за вышеупомянутый дефис.
Когда мы зацикливаемся на моменте и конкретном месте, где мы находимся, мы забываем, что есть еще что-то
вокруг. Если бы члены Эйн-Харод подняли бы головы над горами Гильбоа, они бы увидели, что по
отношению к событиям в стране их спор – несущественнен. Если бы члены МАПАМ были бы знакомы с
людьми, которые не являлись фундаменталистами-социалистами, они бы поняли, что точное определение
«правильного» социализма – это не то, что определит характер государства.
Динамичная, давящая действительность приводит к тому, что люди забывают свое настоящее место и
чувствуют, что самое главное в мире – это то, что они видят из своего окна. Такое мышление делает всякий
спор с товарищами – пропастью. Люди уверены, что мир разрушится только потому, что сосед, согласный в
99% с мировоззрением, в одной мысли ошибается.
И в нашем обществе бывает, что разногласия теряют пропорции. Мы забываем иногда про все вызовы
снаружи и поглощены спорами с друзьями. Мы уверены, что если победим разрушающее мнение мыслящего
немного иначе правого или религиозного сиониста, то все остальные проблемы, стоящие перед правыми или
религиозными сионистами, разрешатся сами по себе.
Автор: рав Амихай Гордин
Перевел Моше Борухович
МАОФ