Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Кибуц Наан, 1951. Огромное напряжение чувствуется на заседании Совета Объединенного кибуцного движения (Кибуц меухад). Совет обсуждает членов партии МАПАЙ (нынешняя Авода) из кибуцев Ашдот Яаков и Гив’ат а-Шлоша. Из-за идеологических разногласий вышли члены МАПАЙ из этих кибуцев и создали отдельное хозяйство. После долгого обсуждения, полного взаимных обвинений, решает Совет исключить их из кибуца. После принятия решения члены МАПАЙ в негодовании покинули помещение.

Через несколько дней трагический разрыв в Кибуц меухад стал законченным фактом. Отношения между двумя группами разорваны, они уже не могут жить и работать вместе в одном кибуце или в одних общественных рамках. Проявления тяжелого недовольства среди членов 80 кибуцев привели к тому, что группа, составлявшая меньшинство в каждом кибуце, оставляла своих друзей, с которыми росли долгие годы, и переходила в другой кибуц, где идеологические единомышленники были в большинстве. 4 кибуца, где силы были равны, разделились каждый на два кибуца.

*

Конференция МАПАМ, 1958г. Бурное обсуждение, полное гневных заявлений. Тема обсуждения – самая важная – дефис в словосочетании «марксизм-ленинизм». Писатель Моше Шамир (позже поправел) стоял во главе молодежной фракции, решительно требовавшей сохранить дефис. Другие настоятельно утверждали, что надо изъять дефис и писать «марксизм ленинизм». Против двух этих фракций выступил Меир Яари. Он безжалостно бил себя кулаком в грудь и остро критиковал «культ личности». Поэтому, энергично заключил он, пришло время перейти к «марксизму и ленинизму».

*

Очень сомнительно, что члены кибуцев «Эйн-Харод ихуд» и «Эйн-Харод меухад» могут объяснить, что подвигло половину членов кибуца выйти из него и создать отдельный кибуц с отдельной системой образования. Не известно, сколько человек сейчас понимают разницу между «марксизм-ленинизмом» и «марксизмом и ленинизмом» и почему из всех тяжелых проблем, стоявших в тот период, выбрал Моше Шамир отважно воевать именно за вышеупомянутый дефис.

Когда мы зацикливаемся на моменте и конкретном месте, где мы находимся, мы забываем, что есть еще что-то вокруг. Если бы члены Эйн-Харод подняли бы головы над горами Гильбоа, они бы увидели, что по отношению к событиям в стране их спор – несущественнен. Если бы члены МАПАМ были бы знакомы с людьми, которые не являлись фундаменталистами-социалистами, они бы поняли, что точное определение «правильного» социализма – это не то, что определит характер государства.

Динамичная, давящая действительность приводит к тому, что люди забывают свое настоящее место и чувствуют, что самое главное в мире – это то, что они видят из своего окна. Такое мышление делает всякий спор с товарищами – пропастью. Люди уверены, что мир разрушится только потому, что сосед, согласный в 99% с мировоззрением, в одной мысли ошибается.

И в нашем обществе бывает, что разногласия теряют пропорции. Мы забываем иногда про все вызовы снаружи и поглощены спорами с друзьями. Мы уверены, что если победим разрушающее мнение мыслящего немного иначе правого или религиозного сиониста, то все остальные проблемы, стоящие перед правыми или религиозными сионистами, разрешатся сами по себе.

Автор: рав Амихай Гордин


Перевел Моше Борухович
МАОФ