Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Материал сайта www.evrey.com

(15.10-06) В прошедший четверг в Иерусалиме напротив резиденции премьер-министра Израиля прошла демонстрация с призывами к правительству взять на себя ответственность за провалы последней войны в Ливане, создать государственную комиссию по расследованию, и уйти в отставку.
В демонстрации приняло участие около 2500 человек. Главными инициаторами мероприятия было образованное после войны движение милуимников (солдаты резервной службы). Именно среди этой категории военнослужащих было наибольшее количество жертв, связанных с непродуманными и плохо подготовленными операциями.
К инициативе штаба милуимников присоединились различные партии и движения от правых до левых. По замыслу организаторов, демонстрация не должна была носить политический характер. Целью было показать, что произошедшим во время войны недовольно все израильское общество.

Напомним, что в результате четырехнедельной войны в Ливане, начатой в ответ на захват Хизбаллой израильских солдат и обстрелы территории Израиля, погибли 117 военнослужащих Армии обороны Израиля. Среди гражданского населения - 52 погибших.

Основные цели войны в Ливане – освобождение израильских военнопленных и уничтожение Хизбаллы - достигнуты не были.

Комментарий
Конечно, две с половиной тысячи человек, вышедших на демонстрацию по поводу событий, отразившихся на всех жителях государства – это капля в море. Но необходимо отметить, что впервые за много лет на антиправительственную демонстрацию, не носящую чисто левый характер, в массовом количестве явились представители нерелигиозных кругов.
Обычно демонстрации, которые были организованы левыми, собирали светскую публику. Правые же светские граждане Израиля весьма редко появлялись на демонстрациях в защиту собственных убеждений. Это было делом, в основном, религиозных поселенцев, что и давало СМИ повод говорить о правом движении только как о секторальных проявлениях.
То, что на последнюю демонстрацию вышли все-таки представители правого нерелигиозного сектора (хотя и религиозные, конечно, были), все-таки показывает определенные подвижки общественного сознания. Быть правым перестает означать что-то неприличное.

Однако желание устроителей показать общенародный характер мероприятия, явно их подвело, как это обычно и бывает, когда лидеры пытаются усидеть сразу на всех стульях. Автору статьи довелось накануне демонстрации побеседовать с одним из последовательно правых депутатов Кнессета, собиравшимся на демонстрацию. На вопрос, стоит ли объединяться для достижения пусть даже самых лучших целей с крайне левой партией МЕРЕЦ, он с энтузиазмом начал доказывать, что это как раз очень важно – всеобщее объединение по вопросу создания независимой комиссии.

Что же вышло? А то, что и должно было выйти. Представители всех правых, умеренных, религиозных партий и движений явились на демонстрацию с израильскими флажками и антиправительственными плакатами, никак не выпячивая свою принадлежность к какому-либо направлению. Представители же партии МЕРЕЦ, хоть и были немногочисленны, но зато гордо размахивали зелеными флагами своей партии, что создавало перед СМИ полное ощущение того, что именно МЕРЕЦ является здесь основным действующим лицом.

И никто из устроителей не посмел обратиться с призывом убрать партийные флаги. Особенно трогательно звучали с трибуны призывы лидеров МЕРЕЦа и левой экстремистской организации «Шалом Ахшав» (Мир сегодня) разобраться и наказать виновных. Да разве не они несут прямую ответственность за тот разгул антипатриотических настроений, который царит в Израиле, начиная с подготовки процесса Осло?
Разве не они превратили убедительную победу Израиля в первой ливанской войне в позорное поражение, возложив ответственность за боевые действия на Израиль, а не на арабов, эти действия спровоцировавших? Разве не они подготовили общественное мнение к отступлению ЦАХАЛа из Ливана в период правления Барака? Отступление, превратившееся в позорное бегство, оставившее Хизбале хорошо подготовленные плацдармы и возможности для укрепления?

Не снимая никакой ответственности за происходящее с нынешнего правительства, невозможно закрыть глаза на тот факт, что именно разлагающая сознание народа левая идеология привела к тому, что израильская армия утратила свою мобильность и боеспособность. Разумеется, не сами солдаты, а те, кто готовит операции и отдает приказы.

Перспективы
Требования демонстрантов свелись, по сути дела, к одному пункту – созданию независимой государственной комиссии по расследованию, вместо той правительственной комиссии, которая назначена и действует сейчас.

Что ж, комиссия, безусловно, дело полезное. Но, если вопрос сведется лишь к непосредственной обработке фактов, касающихся конкретно последней войны, никак не затрагивая основной проблемы, то работа любой комиссии будет лишена всякого смысла.

Попытка объединить разные лагеря под одним лозунгом нивелирует основную проблему. Странно было наблюдать, как в одном строю, с одними и теми же лозунгами стоят люди, которые предъявляют к правительству претензии в том, что война велась не профессионально и не была доведена до победного конца, и люди, считающие, что в условиях мирного процесса войну вовсе не надо было начинать.
Можно ли впрячь в одну телегу столь противоположные позиции?

Это вызывает опасения, что любая комиссия, какой бы они ни была и кем бы не назначалась, ради толерантности будет включать в себя элементы, которые приведут к простому решению – войну не надо было начинать, а стоило идти по пути переговоров с террористами и очередных уступок. Ведь ради толерантности и единства можно отойти от любых принципов.

Чтобы этого не произошло, стоит формулировать проблему и задачу Израиля не на основе мифического единства народа, которого на сегодняшний день нет, а на основе исключительно интересов и национального сознания народа, которые и могут стать тем объединяющим фактором, которого нам так не хватает.