Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
http://www.gazeta.ru/2007/04/09/oa_236167.shtml

Москву тайно посетил генерал иранского Корпуса стражей исламской революции Мухаммад Бакер Золгадр. Генерал включен Совбезом ООН в список лиц, которым ограничен въезд на территории стран, принявших последнюю антииранскую резолюцию. Россия признала факт визита, но уверяет, что ничего предосудительного не сделала.

Влиятельный иранский военачальник, генерал Корпуса стражей исламской революции и замминистра внутренних дел, Мухаммад Бакер Золгадр, как выяснилось, в понедельник завершил пятидневный неанонсированный визит в Москву. О том, что чиновнику, включенному в список лиц, которым СБ ООН ограничивает свободу передвижения, удалось посетить Москву без каких-либо проблем, рассказал сам генерал по возвращении в Тегеран. Для Золгадра сенсационное заявление о визите в Россию было пиар-ходом: он показал, что санкции ООН против Ирана ничего не решают. Для России же откровения иранского военного стали испытанием, а в перспективе – большим уроном. Полдня российские официальные лица отказывались говорить об иранском госте и лишь к вечеру признали, что визит имел место.

Напомним, последняя жесткая резолюция по Ирану (№ 1747), который отказывается приостановить свою ядерную программу, была принята Советом безопасности ООН 24 марта. Помимо санкций в отношении Тегерана («Газета.Ru» подробно писала о них), в приложениях также перечислялись лица, которым ограничен въезд в другие страны. Под номером семь в списке «высокопоставленных представителей иранского Корпуса стражей исламской революции» значится генерал Золгадр. В резолюции содержался призыв ко всем государствам «проявлять бдительность и осмотрительность в отношении лиц, внесенных в Санкционный список, и уведомлять Санкционный комитет СБ ООН об их въезде на территорию этих государств или транзитном проезде через нее».

«Несмотря на резолюцию 1747, которая запрещает путешествия ряду членов Корпуса стражей исламской революции включая меня, я съездил в Россию, и никаких ограничений в отношении меня реализовано не было», – торжественно сообщил Золгадр иранским СМИ. В интервью государственному телевидению Ирана он резюмировал, что принятый Совбезом документ не действует, а его визит подтверждает «неэффективность резолюции». Золгадр тут же сообщил, что встретился с представителями МЧС России и погранслужбы, входящей в структуру ФСБ. Причем пригласили генерала именно пограничники, что следует из интервью иранца. «Учитывая, что Россия обладает самыми длинными сухопутными и морскими границами и получила ценный опыт по контролю за ними, мы говорили об условиях передачи этого опыта иранским пограничникам с отдельным рассмотрением по стратегической границе Ирана с Россией в Каспийском море», – рассказал военный. С МЧС генерал также говорил о техпомощи: «Другая проблема, которая обсуждалась в России, – возможность использования имеющегося у нее опыта в борьбе со стихийными бедствиями, такими как землетрясения».

Дипломатический источник в Москве подтвердил «Газете.Ru», что Золгадр не фантазирует. «Генерал Золгадр, являющийся замминистра внутренних дел, был в Москве и провел ряд официальных встреч», – подтвердил собеседник. Он также уверил, что были контакты по линии МЧС. Источник заверил, что «никакого тайного проникновения не было», поскольку все переговоры проходили на официальном уровне.

Несмотря на то что подтверждение визита от источника поступило еще днем в понедельник, все опрошенные «Газетой.Ru» российские ведомства с упорством хранили секрет. В погранслужбе «Газете.Ru» отказались комментировать заявление Золгадра. В МЧС несколько часов думали, смогут ли они подтвердить или опровергнуть визит иранского генерала, но в итоге также отказались давать комментарии. Как раз в понедельник в Иране продолжились переговоры по строительству АЭС в Бушере. Но в компании «Атомстройэкспорт», которая является генеральным подрядчиком строительства станции, ничего о приезде Золгадра не знают. И вообще уверены, что эта поездка никоим образом не касается совместного проекта. «В настоящий момент ведется плановое рабочее координационное совещание: оценивается ход работ по проекту, то есть решаются рабочие, технические вопросы. И все факторы, которые могут повлиять на ход реализации работ. То, что в Москву кто-то прилетел, нас не касается – это абсолютно не связанные вещи. Строится мирный гражданский объект. Стройка идет, стройка!» – заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь «Атомстройэкспорта» Ирина Есипова.

Министерство иностранных дел думало над своим ответом весь день. К вечеру оно все же подтвердило, что Золгадр во главе иранской делегации находился в Москве с 4 по 8 апреля.

«В ходе переговоров обсуждалась проблематика охраны сухопутных и морских участков государственных границ. Эта тема представляет для России значительный интерес, в особенности с учетом важности, которая придается на региональном и международном уровнях борьбе с трансграничной преступностью, в том числе терроризмом и наркотрафиком», – говорится в заявлении официального представителя МИД Михаила Камынина, размещенном на сайте ведомства.

Боязливость российских ведомств легко объясняется тем, кто такой генерал Золгадр. «Это достаточно весомый фигурант военного ведомства Ирана и элитной части вооруженных сил Ирана, так называемого Корпуса стражей исламской революции. Он один из тех военачальников, кто широко осведомлен о планах генерального штаба вооруженных сил Ирана, и человек, который действительно может поделиться с Россией последней информацией о возможном военном конфликте, который, по мнению иранцев, будет навязан Ирану самое позднее летом этого года», – рассказал «Газете.Ru» генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.

Пустив иранца в Москву, Россия если не буквой, то духом нарушила резолюцию СБ ООН.

Формально Россия ссылается на то, что выполнила все обязательства перед мировым сообществом. «В соответствии с данным положением МИД России заблаговременно информировал Санкционный комитет СБ ООН о визите в Россию Золгадра, фигурирующего в Санкционном списке», – заверил Камынин. Такой механизм действительно предусмотрен в случаях международных поездок подлежащих санкциям лиц. В связи с этим, как считает директор информационного центра ООН в Москве Александр Горелик, Россия юридически вряд ли поплатится за свое гостеприимство. «Если российские представители в этом комитете говорили, что такое-то лицо прибывает в Россию, то может и не быть большего конфуза, потому как он приезжал в рамках деятельности, не связанной с ядерными программами», – пояснил он «Газете.Ru». «Резолюции чуть более двух недель, и вся процедура сейчас проходит апробирование. При тех особенностях, как функционирует бюрократии не только в России, но и во всем мире, это могла быть простая несогласованность. А если так, комитет мог бы Россию мягко пожурить», – и такой вариант развития событий не является криминальным, пояснил эксперт.

«Никакие санкции со стороны ООН по отношению к России не будут приняты, и даже попытки принять такие санкции не будут предприниматься Советом безопасности. Пожурить могут, могут высказать недовольство в самых резких тонах, мол, как же так, вы голосовали за резолюцию и принимаете такого человека из «черного списка», – уверен Сафаров. Эксперт добавил, что «на дальнейшие меры никто не решится, потому что Россия все-таки совсем другая величина, и я не представляю, чтобы Франция, Великобритания и тем более Китай высказали свое особое недовольство».

Тем не менее, полагает эксперт, решением принять человека из «черного списка» Москва, которая больше всех выступала против жесткой резолюции, продемонстрировала отношение к этому документу. «Это говорит де-факто, что Россия не приветствует решение Совбеза ООН о полной изоляции Ирана», – уверен Сафаров. Все эксперты сходятся на том, что поездка Золгадра вызовет недовольство Вашингтона и станет предметом обсуждения на российско-американском уровне.