Maof

Wednesday
Dec 25th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
В силу исторических причин, главный фронт борьбы за еврейское самоопределение проходит в наше время в области отдачи территорий. Главный смысл “мирного процесса” для тех, кто его поддерживает – не в том, чтобы не было войны, и даже не в том, чтобы развалить это государство, а в том, чтобы оно перестало быть специфически еврейским. Чтобы мы наконец-то вошли в братскую семью народов Ближнего Востока, чтобы арабы, и все народы мира тоже, считали нас “своими“, и чтобы было у нас не еврейское государство, а просто государство. Чтобы выросший в этом государстве ”новый еврей” ничем не отличался бы от американца, да и от араба тоже.

Между тем, так было не всегда. Во времена Эзры и Нехемии, например, главный фронт борьбы проходил в области смешанных браков. То, что нужно создавать поселения и форпосты-маахазы, было в ту эпоху понятно само собой (нужно же людям где-то жить и что-то кушать). Проблема самая острая была в смешанных браках и детях от таких браков, которые, наверняка, считали себя евреями, но при этом вели себя как евреи лишь отчасти. При достаточном проценте таких браков была реальная опасность того, что на свет Б-жий появится популяция ”новых евреев” – людей, которые вроде как и от евреев произошли, но в их поведении, культуре и образе жизни от еврейства не осталось ничего, кроме, в лучшем случае, нескольких незначительных обычаев (главная мечта израильских левых).

Через некоторое время открылся еще один фронт – за отстройку иерусалимских стен. Дело было, конечно же, не только в стенах. Отстроенные стены разрушенного города означали – мы не просто поселенцы, приехавшие откуда попало, как, скажем, самаритяне, мы особый народ, чья история связана именно с этим городом, у нас есть своя традиция, свои законы. Поэтому евреи с подчеркнутым презрением отвергли предложение самаритян помочь им строить Иерусалим (см. Эзра 4). Именно этот подчеркнуто-презрительный отказ стал причиной того, что самаритяне стали так враждебно относиться к евреям и причинили им так много зла. Почему же руководители еврейского народа на это пошли? Потому что самаритяне были, говоря современными понятиями, результатом ”облегченного гиюра”. Законы Торы в полном объеме они не соблюдали и соблюдать не собирались, страх перед Всевышним успешно сочетали с поклонением привычным идолам, импортированным из “стран исхода“ (аналог с нынешними временами – “ставили елку на новый год“), и при этом считали себя самыми настоящими, какие только бывают, евреями. Если бы руководители еврейского народа пошли бы на дружбу с ними, то постепенно произошло бы слияние с ними в один народ, причем евреи на самаритян повлияли бы не особенно, а вот от евреев осталось бы довольно мало чего еврейского. Мы знаем достаточно примеров из истории, к чему приводит подобный “культурный обмен“.

В наше же время фронт борьбы за еврейское самоопределение проходит в нескольких областях. И хотя главной из них стал вопрос об отдаче территорий, я совсем не уверен, что можно ставить знак равенства между борьбой за свободу и независимость (и территириальную целостность) нашей великой Родины и подлинной верностью нашему народу. Многие из тех, кто готов перекрывать перекрестки, но не готов выполнять заповеди в полном объеме, могут вовсе не проявить такую же верность еврейским ценностям, когда речь зайдет, например, о смешанных браках. Между тем, в масштабе историческом смешанные браки могут быть даже опаснее отдачи территорий. Совершенно понятно, что жены-нееврейки, не желающие проходить настоящий гиюр, даже если и будут воспитывать своих детей в духе неприятия “размежеваний“ (жены-нееврейки тоже могут не хотеть жить под властью арабов), будут проявлять очень мало интереса в воспитании у своих детей еврейских ценностей, с политикой непосредственно не связанных. Между тем история доказала, что еврейский народ может выжить вообще без своей территории, тогда как легитимация смешанных браков уничтожит народ в течение одного-двух поколений.

Так вот, убедившись, что “мирный процесс” размежевания евреев от еврейства посредством территорий зашел в тупик по вине наших арабских “партнеров“, соответствуюжие круги в израильском обществе решили открыть второй фронт. На этом фронте, как положено, наступают в два эшелона. Во-первых, с использованием нынешней редакции Закона о возвращении завозится огромное количество неевреев. Насколько я знаю, мы уже пришли к состоянию, когда большая часть израильтян, говорящих по-русски – неевреи. Дошло до того, что в Израиле создаются отделения общества “Память“ и рисуют свастики на стенах (см. подборку материалов на http://www.pogrom.org.il/rus_index.php). За этим эшелоном идет второй. Его задача – оформить этим неевреям фиктивный гиюр, только на основании того, что они говорят, что хотят быть евреями. Почему фиктивный? Потому что все серьезные знатоки Торы во все времена были согласны, что главное в еврействе – соблюдение заповедей, а не форма носа, и что не может быть и речи о принятии еврейства без принятия на себя заповедей.

Кому и зачем нужен фиктивный гиюр?

Некоторым кажется, что он нужен самим фиктивным герам – они, бедные, несчастны от того, что их не считают евреями. На самом деле, от чего эти люди страдают? Они пользуются в Израиле всеми гражданскими правами. Могут быть также избраны в Кнессет. Могут создать (и создают) политические партии и общественные движения (в том числе антисемитского толка). Они могут работать, делать (и многие из них успешно делают) армейскую карьеру, пользуются тем же медицинским обслуживанием, социальными благами. Жениться на ком хотят? Это успешно делается на Кипре. Кроме того, регистрация гражданских браков (не раввинатом, а государственной социальной службой на предмет получения семейных льгот) – это отдельный вопрос, не имеющий отношения к проблеме “облегченно-ускоренных гиюров“. Гиюр – это чисто религиозный вопрос. Что им еще не нравится, религиозные их в синагогах к Торе не вызывают? А то они туда приходят. Если кому хочется ходить в синагогу, то он будет делать настоящий гиюр. Религиозные их своими не считают? А какое им дело, вроде бы, должно быть до религиозных, они-то не хотят иметь с ними ничего общего. А если бы хотели – пожалуйста, существует же гиюр настоящий.

Единственное, в чем их можно понять – это в том, что они религиозных ненавидят, потому что те серьезно относятся к вещам, которые они считают глупостями. Точно так же религиозных недолюбливает большинство светских евреев. Но неужели вы думаете, что если религиозные будут нарушать свои собственные законы, то их за это будут больше любить и уважать? Наоборот, это будет лучшим доказательством (для тех, кто такие доказательства ищет), что законы Торы – вещь несерьезная, и нечего уважать тех, кто эти законы соблюдает. С тем же успехом можно добиваться любви арабов территориальными уступками.

Реальным же результатом фиктивных гиюров будет вот что. Во-первых, желающих приехать в более или менее благополучный Израиль из стран с проблемами типа Украины – миллионы. Именно из них в основном Сохнут вербует новых репатриантов последние 15 лет. Они успешно вписываются в нынешнее израильске общество, но в большинстве своем про традиционные еврейские ценности и слышать ничего не хотят. “Ускоренный гиюр“ сильно облегчит весь процесс. Их приезд может кардинально изменить демографическую ситуацию в нашей стране (представители Сохнута и правящих кругов говорят об этом открыто – русско-украинское большинство как альтернатива большинству арабскому).

Понятно, что харедим и часть религиозно-сионистской общественности, наиболее серьезно настроенной в области соблюдения заповедей, просто перестанут признавать гиюры, проводимые раввинатами. Если же их признает остальная (очевидно, большая – иначе кто в этих раввинатах будет работать) часть религиозно-сионистской общественности и будет вступать в браки с теми, кто такие гиюры проходит, то это означает, что через одно-два поколения раскол между ортодоксально насторенными евреями и остальным народом станет необратимым.

И как при этом будет выглядеть народ (очевидно, абсолютное большинство нынешнего еврейского народа), от которого ушли “ортодоксы“? Среди них, даже более или менее соблюдающих, почти не останется серьезных раввинов. Сильно упадет уровень изучения Торы, а значит – и ее соблюдения. Общины наполнятся людьми, которые вроде как и религиозные евреи, но при этом как бы и не особо соблюдающие заповеди. Это сильно повлияет на общий уровень, а общий уровень – на отдельных людей. Кроме того, изменится отношение к Торе в принципе. От раввинов будут требовать придумывания все новых и новых облегчений. На критику “ортодоксов“ никто внимания не будет обращать – они же все равно не один с нами народ!

Разница между религиозными и светскими будет постепенно стираться, но не в сторону того, что даже светские будут что-то соблюдать, а в сторону того, что религиозные будут соблюдать все меньше и меньше. Вот и появилась популяция ”новых евреев” – людей, которые вроде как и от евреев произошли, но в их поведении, культуре и образе жизни от еврейства не осталось ничего, кроме, в лучшем случае, нескольких незначительных обычаев. Главная мечта израильских левых сбылась. А от настоящего еврейского народа останется только небольшая группа, в основном – потомки нынешних харедим.

Можете не сомневаться, ”новые евреи” не будут перекрывать дороги, чтобы предотвратить развал государства. Они предпочтут визу в Америку, или хотя бы обратно на Украину – где спокойнее. А там, как известно, запись в паспорте “еврей“ только мешает... Между прочим, если вы будете специально обращать на это внимание, то и сейчас абсолютное большинство строящих маахазы и перекрывающих дороги – даже не ортодоксально настроенные представители религиозныого сионизма, а его наиболее серьезно изучающая Тору и соблюдающая заповеди часть (так называемый ”цибур торани”). Поэтому, когда государство все-таки развалится под ударами окружающих его арабов, от этих ”новых евреев” очень быстро не останется ни следа. А потомки харедим и ”цибур торани” надолго окажутся в галуте, откуда они вернутся еще через несколько поколений и снова начнут заселять опустевшую к тому времени Землю Израиля...

Между прочим, нечто подобное уже произошло в истории еврейского народа – после смерти царя Шломо, когда произошел раскол на Северное и Южное царство. После того, как в Северном царстве отказались от принесения жертв в Иерусалимском Храме, коэнам – основным носителям Торы в ту эпоху – пришлось бежать на Юг, после чего уровень соблюдения заповедей на Севере стал очень быстро падать, и после ассирийской “депортации“ в течение одного-двух поколений населявшие его десять колен (десять из двенадцати, т. е. абсолютное большинство народа) исчезли без следа. Нынешний еврейский народ– это практически полностью потомки только одного колена, колена Иегуды (плюс проживавшие среди них и бежавшие к ним из Северного царства коэны, левиты и немногие наиболее праведные представители других колен, см. Диврей а-ямим 2, 11, 13-17). Неужели история повторится, и такая же судьба ожидает и нынешний народ, выживший в тысячелетнем изгнании?

* * *

Поскольку тема гиюра очень сложная и болезненная, мы планируем подготовить о ней цикл статей – о проблемах галахических, практических и философских. Но одну принципиальную вещь мне хотелось бы подчеркнуть уже сейчас.

Не каждый может стать раввином. Но точно так же, как тот, кто никогда не изучал медицину, не отличит настоящего целителя от шарлатана, так и тот, кто сам серьезно не учит Тору, не сможет отличить настоящего раввина и знатока Торы от демагога с хорошо подвешенным языком. Хотя и положено раввинов слушаться, так же, как в вопросах медицины надо слушаться врачей, Тора была дана не раввинам. Тора была дана всему нашему народу. В отличие от религий народов мира, у нас нет “батюшек“, у нас Тору должны учить все. Поэтому у меня убедительная просьба ко всем, кто интересуется вопросами гиюра, прочтите первоисточники, для начала вот это:

http://www.mechon-mamre.org/i/5113.htm и
http://www.mechon-mamre.org/i/5114.htm

Это из Рамбама. В ссылках – оригинал (на иврите). Есть и опубликованные переводы этих глав, к сожалению я не нашел их в Интернете. Но если вы хотя-бы немного знаете иврит (текст довольно легкий) – не пожалейте времени, прочтите это.

В Шулхан-Арухе написано то же самое, только в сокращенном виде. Отличия в мнениях других мудрецов Торы прошлых поколений весьма незначительны и касаются, в основном, практических вопросов – например, как мы можем быть уверены, что тот или иной человек действительно намерен выполнять заповеди. (Именно поэтому “бейт-дины“, как правило, заставляют сдавать специальные и довольно сложные экзамены. Невозможно соблюдать Тору, не зная ее, изучение Торы – одна из важнейших заповедей, и если человек не готов серьезно учить Тору до получения справки о гиюре, то вероятность того, что он будет учить ее после, весьма невелика). Есть отличия и другие, и мы о них обязательно поговорим.