Кто-то полон недоумения: что же это они: вот уже столько лет подряд лезут в драку, проливают кровь, живут в
полной нищете, а подаяние мирового сообщества тратят на взрывчатку да на пули. Берите свое государство,
берите свободу и независимость, берите мир – не хотят. Хотят драться.
Да нет здесь загадки и дело не только в природных разбойниках – соседях Израиля. Само
человечество ценит способность махать мечом гораздо больше, чем работать плугом. И за доказательствами
далеко ходить не нужно.
Иосиф Бродский писал:
«Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность».
Это он, сорокалетний, счел жизнь свою «длинной», но дело в другом: в благодарности гения за
прожитую жизнь. В великом чувстве БЛАГОДАРНОСТИ, наконец. Но как с этим самым чувством обстоит
дело у большинства населения земли? Нельзя, конечно, сказать, что совсем уж не свойственно оно роду
людскому. Только с одной поправкой: благодарности за смерть, пожалуй, гораздо больше благодарности перед
жизнью.
Явление это общее. Хочу спросить у читателей: известно ли имя Фредерика Бантинга? Не думаю, что
многие знают, кем был этот человек. Тем не менее, канадский физиолог Бантинг изобрел инсулин и спас от
смерти сотни миллионов человеческих существ.
Ничего не знаю о памятнике Фредерику Гранту Бантингу, зато не раз видел памятники императорам,
царям, политическим деятелям, полководцам, которые только тем и занимались, что проливали кровь своих и
чужих подданных.
Те же сотни миллионов потомков Адама должны быть благодарны за свою жизнь шотландцу
Александру Флемингу – изобретателю первого антибиотика – пенициллина. Люди эти живут во всех странах
планеты Земля, но что-то не помню, чтобы памятник этому великому человеку украшал центральные площади
Нью-Йорка, Лондона, Москвы или Пекина. На этих площадях стоят истуканы совсем другим деятелям,
никакого отношения к жизни человеческой не имеющим.
И в самом деле: какая-то то там плесень, какой-то там пенициллин. Мензурки, банки, склянки.
Скучно!
Включаю недавно телевизор: идет фильм об Александре Македонском. Вот была личность –
романтик вселенских драк. Ничего, что прошагал он пол мира по горло в крови. Герой! И через века люди
готовы любоваться его подвигами.
Вот еще один наглядный пример: Лев Александрович Зильбер. Привожу справку из энциклопедии: «
Крупнейший микробиолог, иммунолог, вирусолог, основоположник санитарно-эпидемиологической службы.
С его именем связаны новейшие открытия в онкологии. Уникальное открытие Л.А. Зильбера клещевого
энцефалита оборачивается бедой: в 1937 году его объявляют «врагом народа» и арестовывают».
Нормально. Какой там памятник человеку, спасшему от смерти миллионы граждан Российской
империи. Параша и баланда – вот то, на что способно благодарное человечества. Я сознательно не называю
прямых виновников несчастья Льва Зильбера. Что-то мне неизвестны попытки граждан сегодняшней России
воздвигнуть памятник этому великому человеку. Воплей по поводу возвращения кровососа Феликса
Дзержинского на прежнее место в центр столицы – сколько угодно, а кем был этот самый Зильбер не знает,
пожалуй, ни один депутат Государственной Думы Р.Ф.
Историки разных стран бурно спорят, кем был, к примеру, Чингисхан: национальным героем или
тираном-завоевателем. Кто-то и ему памятник норовит воздвигнуть, кто-то пишет толстые книги с проклятия
в адрес этого, очередного покорителя сопредельных стран.
Давно уже сгинула империя Чингисхана, давно уже истлели в земле кости несчастных, убитых им
людей, а благодарное человечество все еще озабочено личностью этого кровожадного правителя. Да какая
разница: кем был тот или иной серийный убийца. Спорьте о роли Сервантеса или Пастера в судьбах мира. Нет.
Это скучно. Чингисхан, Наполеон или Гитлер – это то, что нужно.
Нет правил без исключения. Вот «собачке Павлова» поставили люди памятник, но здесь, как мне
кажется, на первом месте не сознания великой роли подопытного животного, а сентиментальность, которой
так славен род людской наряду с жестокостью.
Нет, все-таки странным чувством благодарности наградила судьба «двуногих без перьев». В
последнее время все чаще начинаю думать, что подлинная и страшная слабость потомков Адама - ненависть к
тоске и скуке, от которых люди готовы бежать любым путем, даже самым чудовищным и кровопролитным.
Далеко за примерами ходить не будем. Последняя Ливанская война была затеяна не одной лишь
горсткой бездарных политиков с банальной и пошлой целью: поднять свою популярность с помощью
маленькой, победоносной драки. Вспомним - и мы сами в первые дни войны с упоением ждали полного
сокрушения врага, а поняли, во что ввязались, когда было уже слишком поздно.
Не собираюсь сравнивать патологическую кровожадность соседей Израиля с искренней мечтой о
подлинном мире еврейского народа, но факты вещь упрямая: травма возможного кровопролития, порой, и
потомкам Иакова не кажется катастрофой.
Смотрю местную рекламу: гладиаторы почем зря рубят друг друга мечами. Вот и победитель,
убивающий противника «за особую цену». Ура! Покупатель доволен. Рейтинги продаж растут!
Все познается, как известно, в сравнении. Долгие годы гражданам Израиля вбивают в головы миф, о
каком-то особом, неблагоприятном положении их государства. Похоже, мы сами начинаем почти что кичится
предписанной ролью. Только и слышу: Ближний Восток - горячая точка планеты? Но вот бегут в Израиль
чернокожие из Африки, спасаясь от исламских фанатиков. Через мертвую пустыню бегут, чуть живые
пересекают границу, взывают о помощи. Нашли где прятаться?! Но этим несчастным, я думаю, виднее, чем
нам, взывающим к миру и протягивающим руки к небу с просьбой о долгожданном покое.
Вернемся к благодарности перед лицом жизни. Чертовы «катюши» разного рода, убийцы с
«калашами» и взрывчаткой вокруг пояса – все это так. Но за порогом наших домов, как правило, чудная и
красивая страна, наполненная яркой, полной любви и радости, жизнью. Перестанем лить слезы и проклинать
тот мир, то государство, которое сами же создали, только потому, что к власти в очередной раз пробрались не
те люди. Не в них дело и не в том, что ради сохранения Еврейского государства евреям, как и всегда на
протяжении их длинной истории, приходится драться. Дело в великом и благотворном чувстве благодарности
за уникальную возможность жить, наконец-то, в своей стране, своей жизнью. В конце концов, просто жить.
Жить, преодолевая многие трудности, но вопреки всему, даже вопреки безумной страсти бежать от скуки
жизни в агрессию, кровь и смерть.