Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
На этой неделе мне позвонили с телевидения и предложили принять участие в дискуссии по поводу одного нового законопроекта, призванного ограничить свободу журналистики под предлогом заботы о безопасности. Однако в ходе предварительной беседы выяснилось, что я совершенно не подхожу на роль, отведенную мне редактором телепрограммы. Ожидалось, что Надав Хаэцни непременно должен соответствовать образу "классического правого радикала" и поддержать идею ограничения свободы печати. Мои слова о том, что обсуждаемый законопроект не укрепит нашу безопасность, а нанесет удар по демократии, совершенно сбили с толку бедного редактора.

Как же я посмел выйти за рамки стереотипа? Всем ведь ясно, что если человек выступает против отступления из Эрец-Исраэль и амнистии террористов, значит, он должен быть консерватором, невеждой и гомофобом, одетым в старую армейскую куртку и с "узи" за спиной. А как же иначе?

Этот незначительный эпизод выявил серьезную проблему. Израильское общество привыкло навешивать ярлыки, в большинстве свеем не имеющие ничего общего с реальностью. Например, считается, что житель Тель-Авива, обожающий креветки и проводящий время на вечеринках, обязан разделять утопические фантазии Шимона Переса и мечтать об "усилении" Абу-Мазена. Не потому, что Перес в чем-то прав, а по той причине, что его противники – "узколобые ортодоксы, ненавидящие арабов". Они и одеваются-то по-другому – чего же боле?

Увы, большая часть человечества подчиняется стадным инстинктам. Относится это и ко многим интеллектуалам, привыкшим идентифицироваться по простейшим признакам. Ложные и надуманные стереотипы туманят сознание граждан и препятствуют нормальной дискуссии. Из-за ярлыков, которые люди навешивают на других и на самих себя, возможности переубедить кого-либо практически не существует.

Взгляд сквозь завесу стереотипов создает удручающую картину происходящего в нашей столице – Иерусалиме. "Средний класс бежит прочь, город теряет светский облик и превращается в центр ортодоксии". В Иерусалиме, разумеется, есть над чем поработать. Но этот город столь же прекрасный, открытый и терпимый, каким является на протяжении десятков лет. По разнообразию культурных мероприятий Иерусалим оставляет позади все остальные израильские города, в том числе Тель-Авив (жаростойкость жителей которого заслуживает отдельного восхищения). Но столица еврейского государства "не в моде" у светских израильтян, и многие из ее нерелигиозных жителей, подчиняясь пастушьему рожку, проявляют недовольство.

Еще один пример: отношение "правых" к правоохранительным органам. Во всем мире правый – синоним законопослушного гражданина, мечтающего о расширении полномочий полиции. У нас же с недавних пор существует совсем иной расклад. В одно прекрасное утро "правые" проснулись и с ужасом обнаружили, что "родная полиция", мягко говоря, отнюдь не самая симпатичная в стране структура.

На этой неделе состоялась акция протеста "правых" во главе с Орит Струк из Хеврона против полиции. Это лишь одно из проявлений глубокого недоверия приверженцев Эрец-Исраэль к полиции, вызванного насилием и дискриминацией со стороны людей в голубых мундирах. После программы размежевания и Амоны израильские правые позаимствовали классический антиполицейский репертуар, исполняемый левыми во всем мире. В данном случае по стереотипу был нанесен сильный удар, и он перестал существовать.

Еще один пример из совершенно другой сферы. Считается, что молодежь не приемлет классическую музыку, которая становится уделом стариков. В период, когда я вел передачу на "Решет "бет", мы с Дани Ор-Ставом часто беседовали о том, насколько Моцарт интереснее и современнее многих ныне живущих композиторов. Однако стереотип старомодности классической музыки лишает сна владельцев концертных залов.

Но самым опасным симптомом болезни стереотипов является вера все еще многих израильтян в то, что "лагерь мира" способен добиться для страны чего-либо позитивного. Что же еще должно произойти, чтобы люди поняли вопиющее несоответствие ярлыка и товара и научились смотреть на реальность без туманной завесы?

"Маарив", 03.08.2007

Перевод сайта "Курсор"