В далекие 60-е я впервые переступил порог начальной школы "Хатхамони" в Реховоте. Школьный двор граничил с апельсиновыми плантациями, тянувшимися до самого Рамле. Был там и участок, на котором проводились занятия по сельскохозяйственному труду. "Хатхамони" была обычной городской школой. Ее фасад выходил на оживленную автотрассу, как и сегодня. Там учились профессорские дети из института Вайцмана и дети мошавников-йеменцев, приезжавшие из Шаараима. Естественно, что в учебную программу входили занятия по земледелию.
Из этих уроков я почти ничего не запомнил. Видимо, это были остатки учебных программ, составленных во времена, когда сельское хозяйство играло важную роль в жизни Ишува. Помню, что занятия были интересными, но оторванными от реальности. Сейчас, наверняка, в "Хатхамони" не изучают основы земледелия, а на бывшем опытном поле, скорее всего, появилось высотное здание из стекла и бетона. От апельсиновых плантаций Реховота ничего не осталось – их давно выкорчевали, и пространство до Рамле являет собой безликий урбанистический пейзаж.
Магазины на главной улице Реховота – улице Герцля – закрывались тогда в час дня и открывались в четыре часа пополудни. По вторникам магазины были закрыты весь день, и никто не чувствовал, что что-то теряет.
Сегодня мы все вовлечены в бесконечную конкуренцию – гоняемся за шекелем, сломя голову. Нужно соответствовать эпохе сотовых телефонов, компьютеров, автомобилей, туристических пакетов, а все это требует денег и работы по 12 и 14 часов в сутки, включая субботы и праздники.
Работодатели не успокоятся, пока не закабалят работников по горло. И отдых с детьми переместился в торговые центры, где нередко можно встретить пары с детьми в колясках, совершающие под громкую музыку "качественный шопинг" в 11 часов вечера. По домам современные рабы возвращаются полностью изнеможенными, отдавая остатки сил компьютеру и телевизору. Либо "send", либо "end", насилие и секс вместо культуры, и 10-летние дети уже вооружаются ножами и кастетами. Питьевую воду и то приходится покупать. Еще немного, и нам начнут продавать в бутылочках чистый воздух. А у кого нет денег – пусть задыхается. Это его проблема.
Не пришло ли время вернуть в школьные программы уроки земледелия? Не вместо других предметов, а вдобавок? И позволить этим занятиям быть нужными и полезными для жизни? В Эрец-Исраэль хватит места для каждого еврея. Почему бы ни выделять молодоженам земельные участки – в Негеве, Иудее, Галилее, Самарии, на Голанах?
Это ведь наша земля, почему же государство наложило на нее руку? Дайте молодым семьям их землю! Нужно остановить это сумасшедшую гонку за деньгами, в которой все проигрывают. Необходима действительно удобная сеть железных дорог, чтобы люди могли жить на периферии и работать в городах. И остановить наступление бетонных коробок на оставшиеся пока незастроенными поля и леса.
Кроме всего прочего, такая политика была бы полезной с точки зрения безопасности, так как, рассосались бы уязвимые для противника густонаселенные урбанистические центры. Но не об этом я хотел сказать. Очень важно вызволить наших детей из западни "каньенов", дать им вдохнуть чистый воздух, почувствовать почву под ногами и небо над головой. "Смотрели ли вы сегодня на небо?" – спрашивал рабби Нахман своих учеников.
Я предлагаю приостановить экономический рост. Кому нужны эти "чудесные" показатели, если старики, уцелевшие в Катастрофе, роются в мусорных баках? Не припомню я, чтобы в Реховоте 60-х годов прошлого века были голодные дети. И не было такого случая, чтобы в "Хатхамони" кто-то пришел с ножом или наркотиками.
NRG-Maariv, 17.09.2007
Перевод сайта "Курсор"