Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
{nomultithumb} "Шесть лет засевай землю твою и собирай плоды её. А в седьмой год оставляй её в покое, не трогай её, чтобы питались неимущие из народа твоего, а остатком после них питались звери полевые. Так же поступай с виноградниками твоими и с маслиной твоею..." (Шемот 23, 10-11)

В настоящий момент почти что в трети городов страны и среди них - в столице, в Ашдоде, в Бат Яме, Герцелии, Петах Тикве, Цфате и многих других, покупая овощи и фрукты на рынке или в лавках и небольших магазинах, жители страны участвуют в финансировании ракетных обстрелов Сдерот и других арабских терактов. Ситуация возможно изменится на этой неделе...

Необходимое историческое отступление.
Нынешний 2007-й, а точнее, 5768-й год является годом субботним. Соблюдение субботнего или седьмого года, называемого также годом шмитты, является библейской заповедью , наряду с заповедью соблюдения субботы. Оно заключается в том, что в каждый седьмой год прощаются долги, а еврейские земледельцы в Стране Израиля не должны в течение года обрабатывать землю и даже продавать то, что выросло на их участках само.

Смысл субботнего года, судя по всему, заключался в предотвращении резкого социального расслоения общества. Известно, что во времена Второго Храма законы субботнего года строго выполнялись. Более того, иноземные власти учитывали во время налогообложения то, что в субботний год евреи не производили сельскохозяйственной продукции, и либо освобождали их в этот год от налога, как Александр Македонский и Цезарь, либо, как император Адриан после восстания Бар-Кохбы, специально взыскивали его.

Соблюдалось и  прощения долгов, хотя еврейские законодатели разработали подробные юридические предписания о видах долгов, которые не подлежали списанию и в субботний год, для того, чтобы не разрушать экономические отношения.

С потерей государственности земельные законы субботнего года потеряли своё значение и приобрели актуальность лишь с возрождением государства Израиль.

Идеальное и временные решения.
Идеальным решением соблюдения предписаний субботнего года явилась бы ситуация, когда раз в семь лет еврейские крестьяне Израиля освобождались бы от обычных трудов, посвящая себя на целый год совершенно другим занятиям - учёбе, исскуству, науке или просто отдыху. (Это правило, кстати, успешно реализовано для работников израильских учебных и некоторых других заведений, и называется шабатон.)

Что касается потребителей, то потребности в овощах и фруктах должны были бы обеспечиваться за счёт импорта, заранее законсервированной до шмитты продукции, а также права каждого человека пойти в стоящие на пару сады и нарвать себе для еды сколько нужно. Сегодняшнее государство в этом смысле достаточно далеко от идеала. Поэтому выполнение законов субботнего года осуществляется несколькими способами, являющимися временными решениями.

Существует четыре основных галахических (т.е. соответствующих еврейскому законодательному праву - Галахе) решения: этер мехира, оцар бейт дин, йевуль нохри и маца менутак.

Этер Мехира.
Решение этер мехира, или "разрешение на продажу" появилось около ста лет тому назад. В канун 5649-го (1888-1889) субботнего года группа еврейских крестьян из числа первопроходцев обратились за помощью к раввину Понежину, объяснив, что выполнение законов шмитты нанесёт смертельный удар по их неокрепшим хозяйствам, и попросила найти для них решение.

Такое решение было предложено одним из крупнейших законодательных авторитетов того времени, верховным раввином Эрец-Исраэль, носящим официальный титул "Первого в Сионе", Яаковом Эльяшаром (1817-1906). Эльяшар разрешил формальную продажу земли неевреям, когда верхний слой земли продавался им на ограниченный срок. Это действие позволяло крестьянам продолжать обрабатывать землю (уже в качестве наёмных работников) и продавать урожай. 

Поскольку обратившиеся за советом крестьяне были преимущественно ашкеназами (т.е. европейскими евреями), решение раввина Эльяшара было отправлено на одобрение и благословение одному из ведущих европейских раввинов, ровеснику Эльяшара, раввину Ицхаку Спектору (1817-1896).    

                  
    раввин Яаков Шауль Эльяшар                  раввин Ицхак Эльханан Спектор                    
раввин Авраам Ицхак Кук

Этер мехира не был идеальным решением и был опротестован частью раввинов. В первую очередь, нарекание вызывала сама продажа земли Израиля чужеземцам, что запрещено законами Торы. С другой стороны, это была временная продажа, и главное - она позволяла спасти развивающиеся еврейские колонии от неминуемого экономического краха. В любом случае, суммарный авторитет группы таких влиятельных раввинов, среди которых были и р. Спектор и р. Эльяшар оказался решающим, и этер мехира стал основным методом  сохранения еврейского сельского хозяйства  в Эрец Исраэль.

Впоследствииэто решение было поддержано и раввином Авраамом Куком - основоположником религиозного сионизма. До последнего времени именно такого решения придерживался Верховный раввинат сначала Эрец Исраэль, а затем Государства Израиль.

Оцар бейт дин.
Оцар бейт дин - "запасы суда". Согласно этому галахическому решению, религиозный суд провозглашает все сельскохозяйственную продукцию, находящуюся в пределах его управления, своей собственностью. После чего, суд может в течении всего года распределять поровну между всеми людьми эту продукцию, взимая плату лишь за транспортировку, упаковку и хранение. Вместе с тем, нанять для этого он опять же может самих крестьян.

И у этого подхода есть проблемы. В частности, фрукты и овощи, относящиеся к "оцар бейт дин", считаются обладающими особой святостью и потому требуют особого к себе отношения. Кроме того, на сегодняшний момент это решение не может обеспечить полностью ни потребности жителей страны, ни интересы крестьян.

Накануне нынешнего субботнего года была создана организация Оцар Аарец, которая объеденила многие хозяйства на основе решения оцар бейт дин.

Йевуль нохри.

Йевуль нохри - нееврейская продукция, т.е. закупка сельхозпродукции у неевреев. Это простое и галахически возможное решение, но, естественно, оно никак не помогает еврейским крестьянам сохранить свои хозяйства.

Маца менутак.

Маца менутак - "отделённая смесь", т.е. выращивание урожая в парниках без соприкосновения с землёй и в специальной смеси. Понятно, что может быть частным решением для отдельных культур, но не способно обеспечить всех крестьян, поскольку невыполнимо для целых полей и садов.

Предварительные выводы.
Стоит заметить, что израильская сельскохозяйственная промышленность для поддержания уровня рыночных цен ежегодно выбрасывает огромное количество овощей и фруктов на свалку. Раввин Техниона и глава хайфской ешиват эсдер (военной ешивы) "Ор Вейешуа" Элияу Зини рассказывает, что по известным ему данным сельхозпродукции, выброшенной накануне субботнего года, с лихвой хватило бы жителям страны на весь субботний год. Другое дело, что сегодня просто не существует системы, позволившей бы сохранять всю эту продукцию в течении года.

Возможно, в будущем богатая страна Израиль сумеет предоставлять всем своим крестьянам годичный отпуск раз в семь лет, оплаченный государством, а потребности населения в овощах и фруктах обеспечивать за счёт заготовленной заранее продукции и импорта, беря на себя разницу в цене. Но пока что в современном Израиле наиболее актуальным решением являются временная продажа земельных угодий неевреям и закупка нееврейской продукции.

Лично мне кажется, что и в том и в другом случае государство могло бы превратить процедуру в красочную и торжественную церемонию. Например, правом на временную покупку земельных угодий государства (этер мехира) премировать в знак уважения и признания заслуг нееврейских друзей Израиля в стране и за рубежом, подобно награждению государственной премией Израиля.

И точно также, закупку продукции производить у тех компаний или стран, которые зарекомендовали себя друзьями нашей страны.

Однако в настоящий момент всё выглядит совершенно иначе. Неизвестно кому продаётся земля на время субботнего года. Однако очень хорошо известно, что закупка нееврейской продукции производится отнюдь не у друзей Израиля, а в первую очередь у арабских жителей Газы, Шхема и Рамаллы.

Сельхозпродукция наших соседей  является весьма проблематичной  как с точки зрения качества  -  выращенная непонятно  на каких удобрениях и  непонятно чем орошаемая, так и с точки зрения моральной. Ведь огромные суммы, перечисляемые израильтянами арабам за фрукты и овощи, хотим мы того или нет, оказываются в руках террористов, управляющих и в Газе и в Иудее и Самарии, и идут на закупку вооружения, используемого против нас же самих.

Более того, покупая сельхозпродукцию у арабов, мы даже не можем знать наверняка, где они её взяли.  Раввин Зини рассказал о совершенно абсурдной истории, произошедшей полтора десятка лет назад. Представители организации Бадац, обеспечивающей кошерность продуктов, пожелали лично убедиться в качестве закупаемой ими в Газе продукции. Каково же было их потрясение, когда открылось, что арабы перепродавали в Израиль морковь, купленную по-дешёвке у еврейских фермеров...

Учитывая ненадёжность, не качественность и моральную проблематичность арабской продукции, а главное - защищая интересы израильских крестьян, верховный раввинат Израиля до последнего времени активно опирался на решение этер мехира. Однако в этом году всё изменилось.


         раввин Элияу Рахамим Зини

Ещё одно необходимое историческое отступление.
Начиная с раввина Авраама Кука еврейский религиозный мир разделился на тех, кто принял сионизм, и на тех, кто его отверг. Последователи р. Кука раввины-сионисты активно участвовали в строительстве государства и естественным образом на протяжении долгого времени возглавляли верховный раввинат страны. Но со временем ситуация стала меняться.

Верховный раввинат - это государственная организация. Поэтому назначение раввинов в эту структуру является политическим процессом, в котором участвуют представители разных партий страны, в том числе и светских. На протяжении последних лет левые израильские партии последовательно поддерживали назначения несионистских раввинов в пику раввинам сионистам, активно выступающим против политических инициатив левых партий.

Постепенно это привело к тому, что ситуацию в верховном раввинате начали контролировать раввины не сионистского направления. Будучи в меньшей степени заинтересованными в защите интересов еврейских крестьян, они видят в этер мехира лишь проблематичную сторону и предпочитают йевуль нохри, т.е. закупку продукции у неевреев.

Сегодняшнее положение.
Проблема достигла апогея накануне нынешнего субботнего года. В противоположность предыдущим годам, глава верховного раввината предоставил автономную возможность главным городским раввинам самим выдавать сертификаты кошерности в вверенных им районах (раньше всё решалось главным раввинатом для всей страны).

Это сразу же привело к ситуации, когда в городах, где главными раввинами являются несионисты, этер мехира был объявлен некошерным решением. Другими словами, более чем в трети городов страны практически единственным вариантом стала покупка арабских овощей и фруктов. Магазины и предприниматели, продающие продукцию еврейских фермеров, получивших этер мехира, были предупреждены о том, что лишатся сертификата о кошерности.

Главный раввинат страны заключил с представителями сектора Газа договор о покупке огромного объёма сельскохозяйственной продукции. Сумма сделки позволила обеспечить новые рабочие места на год  десяти тысячам арабов Газы. По злой иронии судьбы именно такое количество евреев было изгнано из сектора и лишено средств для существования.

Впрочем, как известно, если хочешь рассмешить Бога - поделись с ним своими планами... Сразу же после заключения сделки в Газе произошёл переворот. Власть захватили исламонацисты из Хамаса, и обеспечение поставок сельхозпродукции оказалось под большим вопросом. Теперь неутомимые искатели арабской продукции переключились на Шхем, Рамаллу и Заиорданье.

Естественно, эта сделка нанесла огромный ущерб еврейским фермерам, лишившимся рынков сбыта. Действия главного раввината вызвали активное возмущение раввинов-сионистов. Главный раввин хайфского района  Неве Шеанан Нафтали Вайсблюм даже призвал своих  учеников отказываться приезжать на свадьбы и другие празднества в Иерусалим в течении всего года, с тем, чтобы выразить возмущение тем фактом, что по решению иерусалимского раввината овощи и фрукты в столичных ресторанах и залах будут только арабскими...

Раввин Техниона Элияу Зини предложил выражать своё возмущение в более умеренной форме: приезжать на праздники, но есть лишь мясо и хлеб...

Параллельно объединение сионистских раввинов "Цоар"  объявило о готовности выдавать собственные сертификаты кошерности (точнее "сертификаты о гарантии") тем предприятиям, которым главный раввинат  откажется подтверждать кошерность, заставляя принять как единственное решение арабскую продукцию. Во главе проекта оказались известнейшие раввины-сионисты - р. Дов Лиор, р. Хаим Друкман, р. Яаков Ариэль и другие.

Сионистские раввины полны решимости  защитить интересы еврейских крестьян. Они потребовали, чтобы главный раввинат уже на этой неделе нашёл решение для подтверждения кошерности заведениям, которые торгуют еврейской продукцией, полученной через этер мехира.

Сейчас продукцию этер мехира можно приобрести в магазинах больших торговых сетей, а также на рынках  и в лавках части городов страны, например, в Хайфе. Но в Иерусалиме,
Ашдоде, Бат Яме, Герцелии, Петах Тикве, Цфате и многих других городах в залах торжеств, гостиницах, на рынках и небольших магазинах можно приобрести лишь арабские овощи и фрукты. Те самые овощи и фрукты, выручка за которые поступает в казну исламонацистов Хамаса и светских нацистов Фатха.

Наконец, как было сказано выше, существует ещё одна система обеспечивающая жителей страны еврейской продукцией - это Оцар Аарец. Организация Оцар Аарец предлагает продукты трёх видов. Во-первых - это еврейские фрукты и овощи, принадлежащие и распределяемые религиозным судом (оцар бейт дин), во-вторых - это овощи, выращенные методом маца менутак, и наконец в-третьих - это сельхозпродукция, купленная  у неевреев, но не у террористов, а, например, на Кипре.

Что делать.
Итак, что же делать? Если вам не хочется спонсировать террористов, и наоборот, нравится поддерживать отечественных крестьян, то отправляясь покупать морковь, картошку и яблоки, делать надо вот что:

1. Если вы живёте в Хайфе или в любом другом городе, в котором главный раввин признаёт этер мехира, вы скорее всего в магазине обнаружите именно такие фрукты и овощи, поскольку, это самое распространённое решение.

2. Теоретически, вы можете забрести и в лавку, где торгуют йевуль нохри, который почти наверняка от террористов. Если вам не в лом, поискать другой магазин - оставьте спонсирование террора Европейскому Сообществу...

3. Наконец, вы можете попасть в магазин, где вам предложат продукцию Оцар Аарец. Можете её смело покупать. Только если она из оцар бейт дин, помните об особой святости таких плодов. Не выбрасывайте их, если они не испортились. Если всё же надо выбросить, заверните в кулёк или пакетик. И, кстати, такие овощи и фрукты можно использовать только обычным образом, так, как вы всегда их едите. Например, если вам вдруг вздумалось сварить из огурцов варенье - возьмите не те, что из оцар бейт дин...

4. Если вы столичный житель, или проживаете в
Ашдоде, Бат Яме, Герцелии, Петах Тикве, Цфате или другом городе, где на сегодняшний день не признаётся этер мехира, вам стоит покупать овощи и фрукты в больших торговых сетях или найти магазин с продуктами Оцар Аарец (список в конце статьи). В противном случае, ваши шекели пойдут на закупку снарядов по Сдероту. Кстати, имейте в виду, что в гостиницах и залах торжеств этих городов тоже готовят из морковки и капусты от Хамаса...

Стоит заметить, что в соответствии с Торой соблюдение предписаний седьмого года необходимо исполнять тогда, когда в Израиле живёт большая часть еврейского народа. На сегодняшний момент это не так, поскольку в диаспоре до сих пор находится больше половины евреев. Но в то же время, по решению еврейских законодателей соблюдение седьмого года требуется и сейчас.

В любом случае, фрукты и овощи, выращенные в Израиле, не перестают быть кошерными, даже если их производители-евреи не обеспечили себе то или иное решение на седьмой год.

Ссылки и дополнительная информация:
1. Электронная Еврейская Энциклопедия, Субботний год.
2. "Антология отсутствия нравственности под маской богобоязненности", р. Элияу Зини (ивр.)
3. Сборник лекций о законах субботнего года, р. Ури Шерки (ивр.)
4. Список адресов и телефонов магазинов по городам страны, где можно приобрести продукцию Оцар Аарец (англ. и ивр.)

"Живой журнал" sashanep



(прим.ред.сайта МАОФ - к сожалению, в эту статью (как и в подавляющее большинство публицистических статей на эту тему) затесались ряд неточностей. Начиная с того, что как раз известно кому временно на год продается большая часть сельскохозяйственных угодий - в этом году речь идет о друзском офицере-резервисте, который, если захочет реализовать право на покупку, должен будет выложить немалую сумму в почти 100 млрд шекелей. Не дано определение продукции седьмого года: а ведь большинство читателей (да и большинство покупателей) даже не подозревают, что фрукты в седьмом году не входят в это определение (завязавшиеся в седьмом году поступят в продажу только в следующем - восьмом году), а цены поднялись на все, как в магазинах, так и на рынках: владельцы магазинов спешат заработать, пользуясь неграмотностью публики, "валя на религиозных", а публика под воздействием антирелигиозной пропаганды готова поверить во все, что угодно.

Разумеется, невозможно согласиться с рекомендацией покупать продукцию "этер мехира". Этот способ очень проблематичен с галахической точки зрения и годился лишь как временное решение (Тора запрещает продажу земли навечно - "ло тимахер адама лицмитут", а в случае регулярной временной продажи это будет граничить с продажей не на время. Поэтому некоторое время Хазон Иш (тогдашний лидер харедим) поддерживал этот метод именно как временное решение (чтобы не дать разориться еврейским земледельцам), теперь же когда государство встало на ноги и есть сильное еврейское сельское хозяйство странным образом именно религиозные сионисты поддерживают этот метод, который (исключительно временно) годился в несколько десятилетий перед созданием государства и в первые годы после создания государства. Разумеется, это не значит, что надо соглашаться со мнением части ультрахаредим и покупать арабскую продукцию - это будет противоречить заповеди "ло теханем".

Государство находится на этапе, когда сравнительно легко может быть реализован метод "оцар бейт-дин". Достаточно, чтобы несколько десятков мошавов объединения "а-Поэль а-Мизрахи" (связанных с движением религиозных сионистов) сорганизовались бы в амуту по совместному сбыту продукции в шнат шмита по типу "оцар бейт-дин" - это был бы своеобразный ультиматум всему сельскому хозяйству, к ним бы присоединились полтора десятка кибуцев объединения "Религиозный кибуц" и огромное количество фермеров, в первую очередь, поселенцев. Многие магазины, включая сети супермаркетов, с радостью заключили бы договора на поставку этой продукции. Учитывая, что этот метод признается и харедим, и религиозными сионистами и что его сравнительно дешево реализовать, это стало бы самым распространенным в шнат шмита. Присоединение остальных мошавов и кибуцев было бы делом времени. Незначительное количество недостающей продукции можно было бы закупать за границей (разумеется, не в соседних арабских странах, а, например, на Балканах и в Турции).

В ближайшее время мы постараемся выставить ряд статей о законах седьмого года вообще и о рекомендуемых путях покупки сельскохозяйственной продукции, в частности
)