"Вы не знаете, чему кланяетесь,Христос проклял смоковницу не найдя на ней плодов.
а мы знаем, чему кланяемся,
ибо спасение от Иудеев." (Христос, Евангелие)
Она была не прочь поплодоносить.
Её листом можно было укрыться от срама.
Он хотел быть иудейским царём избавителем.
Римляне одели ему терновый венец, назвали царём Иудейским.
Он добился признания при жизни.
Но никто не видел его похорон и может его ещё можно спасти.
Христос не избавил евреев но сократил пропасть. Сократив количество кумиров у народов до одного – до себя.
Он искал главный принцип.
Но в Евангелиях нет слова прямодушие, есть о чистосердечном признании, не всегда уместном у целителей.
Читающий Коран не найдёт и там слово прямодушие, есть много о прямой дороге к автору Корана и некоторые спрямляют.
Это напоминает события в Древнем Египте, в то время, когда там мог быть Йосэф. Фараон Аменхотеп IV ввёл культ одного бога, но – солнца – Атона, принял имя Эхнатон (угодный Атону).
Религиозная реформа не пережила Эхнатона.
Евреи продолжили историю на исторической родине.
Судя по скульптурному облику супруги Эхнатона – Нефертити, Йосэфу трудно было устоять от её игр.
А вообще, обладательницу этого облика в очереди в России могли бы обозвать жидовкой.
А что в Испании.
В Испании в 1492 году изгоняли евреев.
Колумб отправляясь на Запад пересёкся с изгнанниками отправляющимися на Восток.
Указ о изгнании евреев из Испании от 31 марта 1492 начинался так:
«Знайте, и вы обязаны знать, что так как сообщили нам, что в нашем королевстве были плохие христиане что приняли иудейство и предали нашу святую католическую веру, и большая причина к этому была, связь между иудеями и христианами...».
Испания освободившаяся от мусульманской власти опасалась идеологической обработки евреями.
Евреи не предлагали миниюбок и даже не рок – группы. Евреи могли только предложить сократить кумиров до нуля.
Но это бы означало конец света.
Конец света чуть не произошёл в том году в России.
«Еврействующим» был митрополит всея Руси Зосима.
«Дерзость еретиков особенно усилилась, когда 1492 год прошёл, а чаемого с концом седьмого тысячелетия конца миру не было: «Если Христос был мессия, - говорили еретики православным, - то почему же не является он в славе, по вашим ожиданиям?» и проч. Иосиф [Волоцкий] писал против них обличительные слова, собрание которых известно под именем Просветителя; в каком состоянии находились умы в это время, видно из послания его Нифонту, епископу суздальскому: «С того времени, - писал он, - как солнце православия воссияло в земле нашей, у нас никогда не бывало такой ереси: в домах, на дорогах, на рынке все – иноки и миряне с сомнением рассуждают о вере, основываясь не на учении пророков, апостолов и св. отцов, а на словах еретиков, отступников христианства;
с ними дружатся, учатся от них жидовству.
А от митрополита еретики не выходят из дому, даже спят у него».
Иосиф требовал, чтоб владыки, верные православию, отказались от всякого сообщения с Зосимою, внушали бы и другим, чтоб никто не приходил к нему, не принимал от него благославления; вооружился против мнения, которое особенно защищал Зосима, что еретиков осуждать не должно» – пишет С. М. Соловьёв в «Истории России с древнейших времён».
А начиналось это так, С. М. Соловьёв:
«В половине XV века, а может быть , и ранее, в Киеве явилась ересь, как видно, смесь иудейства схристианским рационализмом,
отвергавшая таинство св. троицы, божество Иисуса Христа, необходимость воплощения, почитания угодников божих, икон, монашество и т. д. Глава или член общества киевских еретиков, жид Схария, приехал из Киева в Новгород вместе с князем Михаилом Олельковичем. Неизвестно, зачем собственно приехал он в Новгород, для распространения ли ереси или по делам торговым, неизвестно, долго ли оставался; известно только то, что он с помощию пятерых сообщественников, также жидов, насадил в Новгороде свою ересь. Первыми учениками Схарии здесь были два священника, Дионисий и Алексей
...
Слава благочестивой жизни и мудрости двух главных еретиков новгородских, Дионисия и Алексея, достигла до того, что обратила на них внимание великого князя [ИоаннаIII], когда он приехал в Новгород в 1480 году, и оба они взяты были в Москву: один был сделан протопопом в Успенский, другой священником в Архангельский соборы; здесь они скоро распространили своё учение и между людьми известными, могущественными по своему влиянию; в числе принявших это учение были: симоновский архимандрит Зосима, славный своею грамотностию и способностями дьяк Фёдор Курицын [министр иностранных дел, Думный посольский дьяк, высказывал идеи о "самовластии души"] с братом Иваном Волком, невестка великого князя, Елена, мать наследника престола; Иоанн знал, что эти люди держат новое учение, но по характеру своему не спешил принять решительных мер, ждал, пока дело объяснится, особенно видя приверженность к новому учению людей, которых не мог не уважать в том или другом отношении.
...
Митрополит Геронтий умер в 1489 году, и при избрании ему преемника сторона еретиков получила верх; митрополитом назначен был тайный соумышленник их, симоновский архимандрит Зосима
...
Но в Москве могла ли ересь ослабеть, когда невестка великого князя Елена была на её стороне, а на стороне Елены были самые могущественные вельможи, которые достигли наконец того, что Иоанн торжественно объявил сына Еленина, Дмитрия, наследником стола великокняжеского.»
Инициатором разоблачений и судов над «еврействующими» был Иосиф Волоцкий (Иван Санин).
«как Иосиф не любил останавливаться, доказывает то, что, запретив женщинам вход в монастырь и всякое сношение с братиею, он сам себе не позволил видется с престарелою матерью.
...
Дело об еретиках получило такую гласность по всему государству, что нельзя было не заняться им: Зосима должен был созвать собор, на который представили еретиков, бежавших из Новгорода в Москву; собственноручные показания их, данные ими прежде Геннадию, служили таким очевидным доказательством, что Зосиме не было никаких средств защищать своих: еретиков прокляли, некоторых из них сослали в заточение, других в Новгород к Геннадию. Последний велел их посадить на лошадей, лицом к хвосту, в вывороченном платье, в берестовых остроконечных шлемах, в каких изображаются бесы, с мочальными кистями,
в венцах из сена и соломы, с надписью: «Се есть сатанинино воинство!»
В таком наряде возили их по улицам новгородским; встречающиеся плевали им в глаза и кричали: «Вот враги божии, хулители Христа!» В заключение на еретиках зажжены были шлемы.»
У них не было под рукой тёрна.
«Зосима в 1494 году действительно отрёкся от митрополии: оставлять в челе церкви человека, громко обвинённого в ереси и не хотевшего торжественно оправдываться, было уже слишком соблазнительно; сами еретики могли желать удаления Зосимы, как скоро он своим неблагорозумным поведением уже обличил себя и мог быть теперь более вреден, чем полезен их обществу.
...
в конце 1504 года созван был собор на еретиков; они защищали своё учение, Иосиф был обличителем; следствием собора было то, что Волк Курицын, Дмитрий Коноплёв, Иван Максимов, архимандрит юрьевский Кассиан с братом и многие другие еретики были сожжены; Некрасу Рукавову сперва отрезали язык и потом сожгли в Новгороде; иных разослали в заточение, других по моностырям. Некоторые из еретиков, приговоренных к смертной казни, объявили, что раскаиваются; но их раскаяние не было принято, ибо Иосиф представил, что раскаяние, вынужденное страхом, не есть искреннее. Удар, нанесённый ереси собором 1504 года, был силён, но не был окончательным: мы ещё должны будем обратиться к этому предмету в рассказе о делах преемника Иоаннова.»
Собравшийся в 1551 г. при Иване IV (Грозном) Стоглавый Собор русской православной церкви, в 95 главе повелевает праздновать наряду с воскресным днем и субботу, на основании правила, приписываемого апостолам Петру и Павлу.
О том что освещал, - Иосиф Волоцкий пишет:
“... на иконах написанному образу Его по человечеству Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, не покланяюся, ни Пречистыя Образу, ни святым Его угодникам; но хулящеся и ругающеся глаголаху: то суть дела рук человеческих прочая. Такоже и божественную службу совершающие ядше и пивше, прост хлеб и кровь Христову, яко просто вино, и иные ереси творяще противно правилам св.Апостол и св.Отцев, но больше Ветхого Закона дерахуся, по иудейски Пасху праздноваху, в среду и пяток мясо ядаху и млеко и иные дела еретические творяху их же неможно и писанию предати”
Солженицын А. И. и сейчас настроен серьёзно к тем событиям:
«Но в конце XV в. у самого центра духовной и административной власти на Руси происходят как будто и негромкие события, однако могшие повлечь за собой грозные волнения или глубокие последствия в духовной области. Это так называемая “ересь жидовствующих”.»
Он может прав, история может ждать тысячу лет, а может и пойти на встречу.
Солженицын, поражаясь событиям, подозревает "руку каббалы".
Но вот оказывается при том что сейчас нет перевода на русский Рамбама (Маймонида), но перед указанными событиями перевод стал гулять по монастырям. Вот из предисловия к теперешнему переводу в Израиле первой части "Путеводителя расстерянных":
"Говоря о русских переводах Путеводителя, мне хотелось бы вспомнить о том, что первые переводы из Маймонида появились более чем полтысячи лет тому назад. Речь идет о текстах, переведенных с иврита в западнорусских землях, входивших в состав Польско-Литовского государства, во второй половине пятнадцатого века, и переписывавшихся книжниками в монастырях Московской Руси вплоть до 18-го века. Один из таких текстов - "Логика", содержащая перевод Маймонидова "Трактата о логическом искусстве". Последняя глава этого трактата содержит классификацию наук, на вершине которой расположена метафизика - божественная наука. В конце перевода помещено послесловие, отсутствующее у Маймонида и добавленное, по-видимому, переводчиком. Мне хотелось бы привести здесь содержащуюся в этом послесловии любопытную декларацию, которая свидетельствует о том контексте, в котором воспринимали Маймонида его первые переводчики на русский, о духовном климате, в котором они работали:
"Седьмая премудрость - божественная, венец всех семи и суть всех стремлений их, поскольку благодаря ей человеческая душа будет жить вечно. А с тем согласится человек любой веры, что несведущий не может быть с Богом. И это все равно, как если бы кто-нибудь сказал: "Я служу князю, но кто этот князь, я не знаю", или: "я хожу в церковь, а где эта церковь, я не знаю". А эти семь премудростей согласуются скорее с человечностью, чем с какой-нибудь верой. И человек любой веры может принять их. Мы видим, что во всякой вере законник подобен хранителю сокровища, в то время как мудрец схож с умножающим его. И тот предмет, который не дополняют в соответствии с его "сутью", погибает...*
*Слова, отмеченные курсивом, - добавление переводчика к тексту Маймонида, набранному обычным шрифтом. Мы приводим их здесь в переложении на современный русский язык, опубликованном (вместе с оригинальным текстом) профессором Моше Таубе в его статье "Послесловие к Логическим терминам Маймонида и ересь жидовствующих", In Memoriam Сборник памяти Я. С. Лурье, под ред. Н. М. Ботвинник и Э. И. Ванеевой, СПб, 1997, стр. 242-243."
Т. е. кто знаком с Рамбамом, вполне может оценить, что способствующей причиной "еврействующих" были философские выкладки Рамбама.
В 1880 г. в России говорили о "Диктатуре сердца" графа Михаила Тариэловича Лорис-Меликова.
Думаю, Россия вернётся ещё к диктатуре совести ("самовластии души") Фёдора Курицына, а в монастырях - к Маймониду. И не только в России.