«Посмотрите на танки, ваше величество», - шепчет советский правитель на ухо Наполеону, - «если бы в вашем распоряжении было бы такое оружие, вы бы не проиграли битву Ватерлоо».
Отвечает ему Наполеон: «Если бы у меня была такая газета – никто бы не узнал, что я проиграл битву».
Эхуду Ольмерту не надо объяснять, как действует внутренняя динамика мира СМИ. Самая большая угроза для продолжения его каденции – это отчет комиссии Винограда, который должен быть опубликован в конце месяца. Против этой угрозы есть проверенное средство, сформулированное недоброй памяти членами «форума фермы», - похоронить отчет под горой драматических политических заголовков. В эпоху скупов-сенсаций в СМИ это самый действующий метод для нейтрализации отрицательных новостей. Все, что требуется, - это просто произвести огромное количество политической болтовни, которое сдвинет все остальное вниз газетной страницы.
И так, в то время, как д-р Элиягу Виноград делает последние поправки в отчете, «лишенном персональных выводов», который тем не менее может закрыть политическое будущее премьер-министра, спешит Ольмерт приготовить лекарство. Основой плана его политического спасения будет Джордж Буш, который должен послужить в должности «анти-Виноградовой» противоракеты – и не важно понимает ли Буш какую высокую роль готовят ему в Иерусалиме. У Буша есть много своих причин сфотографироваться в различных фотогеничных позах у Стены Плача или у входа в «Яд ваШем», но, с точки зрения Ольмерта, есть у визита Буша одна важная цель: обеспечить ему идеальную причину для далекоидущих политических процессов, который он намерен инициировать накануне и вследствие публикации выводов комиссии Винограда.
Обращаясь к израильтянам, Ольмерт говорит завуалированными фразами, но в интервью на английском он позволяет себе редкую открытость, говоря, что готов сделать все, чтобы прийти к соглашению с палестинцами. Более того, он выражает уверенность, что дух миротворчества проник и в Мукату и греет сердце Абу-Мазена. Ольмерт проявляет себя как кардиолог, разбирающийся в том, что происходит в сердце Абу-Мазена: «Мое впечатление, что он хочет мира с Израилем и принимает Израиль в том качестве, как Израиль определяет себя. Если попросят его сказать, что он видит Израиль в качестве еврейского государства, он откажется сказать это. Но если спросите его, признает ли он в душе Израиль как Израиль определяет себя, я думаю, что ответ будет положительным».
Эти чудесные телепатические способности приводят Ольмерта к выводу, что Абу Мазен признал, что чтобы прийти к соглашению, он должен занять компромиссную позицию по основным вопросам, включая «возвращение» «беженцев». А если Абу Мазен готов к компромиссам, то сняты все преграды и можно жать на газ и начать быстрый политический процесс.
Премьер-министр преуспел убедить, по крайней мере, себя самого, что созрели условия для далеко идущих политических процессов. Есть только одна проблема с этой оптимистической картиной – у всего этого «положительного развития» нет никакого выражения в действительности на местности. Тяжело соединить вымышленные мирные намерения, которые Ольмерт приписывает палестинцам, с тем, что происходит на противоположной стороне.
Видно, Ольмерт осознает это внутреннее противоречие. Когда интервьюер спрашивает его о полном отсутствии продвижения после встречи в Аннаполисе 6 недель назад, объясняет ему премьер-министр, что «будет абсурдом ожидать в течение считанных недель драматическое продвижение в конфликте, продолжающемся уже 100 лет». Это было бы приемлемым объяснением, если бы Ольмерт, как видно, не успел забыть,что он объявлял, что решит израильско-палестинский конфликт в течение года.
В одном можно верить Ольмерту полным сердцем. «Президент Буш», - сказал он в интервью, - «не оказывает на Израиль никакого давления, потому что он не делает ничего, с чем я бы не был бы согласен, и не поддерживает ничего, чему я противлюсь».
Стефан Хадли, советник Буша по национальной безопасности, хвалил готовность Ольмерта справиться с проблемой поселений. На брифинге для журналистов перед визитом президента в Израиль сказал Хадли: «Я думая, это интересно, что премьер-министр Ольмерт в своем выступлении на этой неделе высказался по вопросу поселений, что не будут более выкупы земель, не будут строиться новые поселения, не будут расширяться существующие поселения. Это одна из тем, о которых мы говорили (в Аннаполисе), и это будет одна из важнейших тем, которыми будет заниматься президент Буш во время визита».
Хадли пытался успокоить представителей еврейских организаций, действующих в Вашингтоне, опасающихся, что Буш задействует давление на Израиль. «Дайте Бушу свободу действий, - сказал он, - не мешайте ему давить, потому что давление заказано самим Израилем».
В том же интервью признал Хадли, что американская администрация ошиблась, когда давила провести выборы в палестинское законодательное собрание, которые привели ХАМАС к власти. «Это было неожиданное развитие, которое отрицательно повлияло на политику Буша по поощрению демократии на Ближнем Востоке», - сказал он.
Напомним, что американцы, любящие, как и израильские левые, поговорить о демократии, вынудили Израиль в начале 2006г. позволить проведение выборов у палестинцев и что самое худшее – позволить участие в выборах террористической организации ХАМАС.
Израилю не помогли утверждения, что ислам на Ближнем Востоке еще не созрел для демократии американского образца. Не помогли утверждения, что о всех арабских странах, включая псевдо-демократические Египет и Иорданию, не существует, в действительности, демократия.
И ХАМАС победил, вопреки наивным американским прогнозам. Американцы были удивлены и с тех пор стоят пораженные, а израильские граждане платят цену, в первую очередь жители Сдерота и Западного Негева.
Израиль платит полную цену и за другие американские давления. В точности, как совет-давление американцев передать Филадельфийскую ось в руки хамасников и египетской армии может продолжать стоить Израилю тяжелую цену. Несмотря на это и из личных соображений, основное из которых – желание править и после публикации выводов комиссии Винограда, правительство идет на новую авантюру, в которой разрушение форпостов и замораживание строительства в Иерусалиме – лишь кончик этого опасного ножа.
Перед визитом Буша невозможно не вспомнить вред, нанесенный Израилю предыдущими визитами американских политиков, расписанных в СМИ, во время которых говорились комплименты израильским политикам. Начиная от визитов Киссинджера, помешавших Израилю нанести превентивный удар по египтянам и сирийцам, сосредоточившим силы на границе осенью 1973г., чтобы не сказали, что Израиль начал военные действия; а затем в конце войны помешавшим добить окруженную на Синае египетскую армию.
Не похожее ли происходит теперь с ХАМАСом и палестинцами? Ольмерт сотрудничает с американцами (по своим причинам), держа на своих плечах Абу Мазена, декларируемым намерениям которого Буш и Ольмерт предпочитают верить, как сказал Ольмерт в своем интервью, но если судьба Абу Мазена в итоге окажется как судьба Беназир Бхутто в Пакистане, то провалится не американская политика в Восточном Средиземноморье, провал может быть (не дай, Б-г) наш.
Надпись на стене и несмотря на это, в последние (и предстоящие) недели видим лихорадочную деятельность, которая усилится с приближением публикации отчета комиссии Винограда и еще больше - после него. Как уже случалось в последние годы, вновь будут предприниматься далеко идущие шаги (имеющие влияние на безопасность страны) вследствие персональных проблем политиков из чуждых соображений. Если кто-то будет выражать недовольство, ему объяснят, что неудобно отказать американскому президенту, который является «другом» (ядид) Израиля.
Что напоминает нам другой анекдот, бывший популярным в СССР: человека присудили к 15 годам в тюрьме в Сибири после того, как он назвал Брежнева «идиотом». «Но максимальное наказание за оскорбление гос.служащего – полгода тюрьмы», - поражается осужденный. Отвечает ему судья: «Тебе дали такой срок не за оскорбление, а за разглашение государственной тайны»…
(«Арба канфот» 8.01.08)
Перевел Моше Борухович МАОФ
Иллюстрация Борис Эренбург