Когда началась война бабушка была на 8-ом месяце беременности и с 3-х летним дядей и отцом в животе она отправилась в эвакуацию в
Ташкент, но не доехала и 19 октября 1941 года отец родился в Саратове, где все и остались.
Сказать, что они бежали от Катастрофы я не могу - бабушка все время помнила рассказы своей мамы как немецкий офицер качал ее на руках ... в 1914 году - в Первую Мировую войну.
Дедушке разрешения на эвакуацию не дали и разрешили лишь проводить бабушку в Ташкент и велели вернуться через две недели. А через две недели немцы уже были в Харькове и он тоже остался в Саратове.
Возможно позже - в 1942-1943 кое-что о том что ожидает евреев уже было известно , но в начале войны об этом мало кто знал. Среди моих русских знакомых были и такие, где из 4-5 детей войну пережил кто-то один, даже при том что никто не оказался в оккупации - кто-то умер от тифа, кто от бомбежки, кто на фронте. И среди русских и среди евреев были те кого ребёнком вывезли из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни». Можно ли их отнести к «пережившим Катастрофу»?
Сказать, что они бежали от Катастрофы я не могу - бабушка все время помнила рассказы своей мамы как немецкий офицер качал ее на руках ... в 1914 году - в Первую Мировую войну.
Дедушке разрешения на эвакуацию не дали и разрешили лишь проводить бабушку в Ташкент и велели вернуться через две недели. А через две недели немцы уже были в Харькове и он тоже остался в Саратове.
Возможно позже - в 1942-1943 кое-что о том что ожидает евреев уже было известно , но в начале войны об этом мало кто знал. Среди моих русских знакомых были и такие, где из 4-5 детей войну пережил кто-то один, даже при том что никто не оказался в оккупации - кто-то умер от тифа, кто от бомбежки, кто на фронте. И среди русских и среди евреев были те кого ребёнком вывезли из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни». Можно ли их отнести к «пережившим Катастрофу»?
Совсем другое дело – СПАСШИЕСЯ ОТ КАТАСТРОФЫ (фактические НИЦУЛЕЙ ШОА) - это совершенно другая категория, и о ней совершенно другой разговор. Это те, которые БЫЛИ на территориях ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ, бежали из гетто, или из концлагеря, или дожили до прихода войск в эти места.
И даже БЕЖЕНЦАМИ от Катастрофы я бы назвал лишь тех, кто знал что ждет его как еврея если он останется , а не тех кто узнал об этом уже оказавшись в эвакуации или даже уже после войны.
Как-то раз я был в Кнессете, где было
много ветеранов и стариков, и постоянно муссировалась тема "беженцев от Катастрофы" и когда я заикнулся, что большинство бежали от войны как и все, то меня
чуть не съели живьем. Видимо пенсионеры на "русской завалинке" поняли, что упоминанием тягот войны в Израиле никого не проймешь - в каждой семье кто-то
воевал или пострадал в ходе войны, а к жертвам Катастрофы отношение особое, и даже если это только на словах, то тем не менее. И началась стремительная
девальвация понятия "Катастрофа" и в пострадавшие/беженцы от Катастрофы записывают уже и тех кто родился в эвакуации и почти всех евреев пострадавших в ходе
войны.
Любая деликатная попытка усомниться в связи всех евреев так или иначе пострадавших в ходе Великой Отечественной Войны с Катастрофой стала
восприниматься как .. кощунство. Хотя по-моему мнению кощунством скорее являются пассажи типа "они официально признаны пострадавшими от Катастрофы и получают
пенсию из Германии", как будто факт выплаты пенсии правительством Германии определяет истинную связь получателя этих подачек с Катастрофой.Хотя в определенном смысле ПЕРЕЖИВШИМИ КАТАСТРОФУ ЯВЛЯЕТСЯ ВСЁ ДОВОЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ (в т.ч. и родившиеся в эвакуации в ходе войны), потому что если бы они её НЕ ПЕРЕЖИЛИ, то и нас, и наших детей не было бы. Но это вовсе не может требованием, и даже не просьбой о выплате компенсации, а просто констатация факта. Это не заслуга (и уж во всяком случае, не повод «качать какие-то права»), а такой вот МАЗАЛЬ, который на всех нас накладывает некоторую ответственность (всегда ли мы её достойны?).
А вся родня бабушки осталась на Украине и они стали жертвами Катастрофы.
Давайте ради их светлой памяти не будем поминать Катастрофу всуе.