(1.05-08) Знаменательный визит совершил вчера премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт.
Стремительная поездка главы правительства в Иорданию, между заседанием кабинета, посвященном обсуждению перспективы перемирия с ХАМАСом (!!!-Evrey.com) и выступлением его же на торжественной церемонии в музее Катастрофы европейского еврейства «Яд Вашем» вечером того же дня, - носила полуофициальный, едва ли не тайный характер и никак не комментировалась официальными представителями канцелярии премьер-министра. Вплоть до появлении в израильских СМИ подробностей об этом визите.
После чего канцелярия правительства выступила с заявлением, в котором представила смысл и содержание визита Э. Ольмерта в Амман как «рутинный обмен мнениями между премьер министром и королем Иордании. Как пояснили представители канцелярии Ольмерта, «регулярный обмен мнениями между Израилем и Иорданией имел и имеет место со времени подписания мирного договора между обеими странами в 1994 году».
Между тем, источники в окружении короля Иордании Абдаллы сообщили журналистам о настроениях монарха ввиду данной встречи. А именно, о том, что Его Величество «выразил свое сильное неудовольствие» в связи «с отсутствием продвижения в сфере переговоров палестинцев и Израиля об окончательном урегулировании» и создании палестинского государства.
Напомним, что побывавший недавно в Вашингтоне с официальным визитом иорданский монарх призывал (http://www.evrey.com/sitep/analysis/arkhiv.php3?menu=04-08/23.htm) американского президента «не посещать Израиль до тех пор, пока тот не подпишет мирного соглашения с палестинцами» и в частности игнорировать предстоящее празднование 60-летия Израиля.
Комментарий
Судя по сопутствующей информации, данному визиту Ольмерта весьма далеко до рутинного.
Рутинные визиты не совершаются в экстренном порядке между утренними заседанием правительства и торжественным выступлением в знаменательный день. Для таких визитов подбирают менее напряженные дни премьерского графика. Не говоря уже о том, что такие визиты не пытаются скрывать от глаз общественности.
Наиболее подходящее определение сути данного визита, особенно учитывая громогласное недовольство иорданского короля, - это «вызов на ковер». Причем, на роскошный ковер в королевской резиденции в Рабат-Аммане, без сомнения, вызывают израильского главу правительства.
И он, бросая все дела, - поспешно летит в Иорданию…
Содержание «рутинной беседы» в данном случае нам совсем не трудно «реконструировать». Монарх заявил прибывшему для выволочки Ольмерту, что не потерпит дальнейшие проволочки в важнейшем деле подписания мирного соглашения с палестинцами и создания палестинского государства. Абдалла при этом продиктовал Ольмерту, что до конца 2008 года все должно быть закончено.
Мы также возьмем на себя смелость «восстановить» примерное содержание бесед на данный счет в Вашингтоне между королем Иордании Абдаллой и президентом США Бушем.
Как мы уже отмечали выше, король рекомендовал Бушу не приезжать на празднование 60-летия Израиля в связи с отсутствием прогресса на переговорах Израиля и палестинцев. В ответ президент США посоветовал королю «разобраться с проблемой самостоятельно» - за то немногое время, которое осталось до уже запланированного и объявленного визита президента США в Израиль. И если королю удастся сделать так, чтобы к приезду Буша в Иерусалим «препятствий» для этого визита уже не было, то президент не будет против. С этими «полномочиями» Абдалла и отбыл из Вашингтона.
В данной связи можно предположить, что «реалистичный» иорданский король, понимая, что за несколько дней до визита Буша в Израиль подписать соглашение невозможно, - заявит Ольмерту, что то, что он сделал, это «нехорошо». Но теперь Ольмерт должен дать ему, королю Абдалле, твердое обещание, что подпишет соглашение с палестинцами до конца года. И тогда король, так уж и быть, посчитает поведение Израиля приемлемым для приезда в Иерусалим главы администрации США…
Жалеть Ольмерта, вынужденного играть унизительную роль провинившегося вассала короля Иордании не приходится. В силу той роли, которую сыграл инициатор саммита в Аннаполисе - Ольмерт, для того, чтобы, раздав широковещательные обещания, затянуть «петлю» на своей собственной шее.
Тем не менее, хочется отметить, что в дипломатическом лексиконе есть масса формулировок, которые без излишнего напряжения могут помочь даже политику в положении Ольмерта, выпутаться из дипломатической ловушки и избавиться, по крайней мере, от унизительного формата «общения». Например, не ехать для того, чтобы получить «взбучку» в Амман. Ольмерт мог это сделать по разным «причинам»: например, в связи с нагруженным расписанием. В результате можно было добиться, по крайней мере того, чтобы к Ольмерту приехал требовать подписания мира с палестинцами сам Абдалла, вместо того, чтобы ехать к Абдалле в Аман, где Ольмерт, подобно третьесортному царедворцу «целовал сапоги» иорданскому королю.
Перспективы
Мы можем объяснить подобный образ действий израильского премьера лишь тем, что он всерьез загнан в угол собственной предшествующей политикой. Будучи лишен поддержки как в обществе, так и в Кнессете, не опирающийся на прочную поддержку даже в собственной партии, живущий в постоянном ожидании подвоха со стороны партнера по коалиции и единомышленника - лидера партии Авода Эхуда Барака, Ольмерт вынужден искать поддержки своего курса во дворце иорданского короля. Даже если такая поддержка обусловлена явным унижением.
Перед премьером стоит практически неразрешимая политическая задача (на подступе к последнему этапу реализации которой, - неизбежно произойдет падение правительства и возможно расформирование Кнессета): до конца года выполнить свои обязательства и пожелания иностранных политиков о подписании окончательного урегулирования с палестинцами.
Спасая свою политическую шкуру, Эхуд Ольмерт будет вынужден пытаться договориться с палестинскими лидерами, прежде всего с Абу Мазеном на фоне все возрастающего уровня террора и отсутствия какой-либо поддержки подобного соглашения у большинства израильских граждан.
Премьеру весьма трудно будет договориться до конца 2008 года о том, чтобы впустить в Израиль палестинских беженцев (неотъемлемая часть палестинских требований к «окончательному урегулированию»). Еще труднее Ольмерту будет договариваться об отдаче Восточного Иерусалима под столицу палестинского государства.
Панические действия премьера в этой связи оставляют светлую надежду на то, что, будучи загнанным в угол, этот политик окончательно запутается в своих позорных обязательствах и в том, как их выполнять, - окончательно дестабилизирует и сведет на нет свои опаснейшие политические инициативы.
Впрочем, израильский премьер (если бы это был не Ольмерт) мог вполне приехать в Амман на встречу к Иорданскому королю по первому требованию последнего в одном случае. А именно: если бы привез с собой документы о создании столь страстно ожидаемого иорданским королем палестинского государства, - севере Иордании.
Надо ли говорить, что в этом случае и Израиль смог бы не поскупиться и во-первых полностью обеспечить техническую сторону дела: предоставление автобусов и перевозку имущества палестинцев. А во-вторых, выделить 10 млрд. долларов на обустройство прибывших. Такую же сумму вполне смог бы направить обретшим свое государство палестинцам только что принявший решение о предоставлении ПА беспрецедентной финансовой помощи Европейский Союз. Не говоря уже об обеспеченных нефтяных арабских княжествах.
Думается, что в этом случае Израиль, в качестве жеста доброй воли мог бы помочь Иорданскому королю в защите от палестинских собратьев, гарантировав ему безопасность престола и личную неприкосновенность. В подкрепление чего, как в Аммане, так и на границе с новым палестинским государством могут быть размещены подразделения бригады ЦАХАЛа «Гивати» или любое количество международных наблюдателей и миротворческих сил.
Все это полностью соответствовало бы чаяниям короля Иордании и его заботам о национальной независимости палестинцев.
Что же касается внутреннего устройства палестинского государства, то Израиль в этом случае мог бы проявить полную лояльность к абсолютно любой власти в палестинском государстве, включая власть ХАМАСа. Другими словами, Израиль никак бы не возражал против организации в таком государстве самых демократичных, по всем меркам и требованиям ЕС и США, всеобщих выборов. И естественно полностью уважал бы итоги народного волеизъявления палестинцев.
Ибо совершенно непонятно, почему трогательная забота короля Иордании о национально-государственной будущности палестинцев должна осуществляться за счет Израиля, его территорий и, учитывая специфику нового государства, жизней его граждан.
Материал сайта www.evrey.com