(Ктубот, 112а)
“Воздух Земли Израиля умудряет” рав Кук
(Орот Эрец Исраэль 5)
Не знаю, имею ли я право писать о еврейской религии, не соблюдая ее? Скорее всего - нет! “Сделаем и услышим” - ее девиз в моем переводе фразы “Наасе ве нишма”. А я не делаю и поэтому - не знаю “Ма нишма?” Могу смотреть на это со стороны, но очень близко, и только завидовать счастью этих слышащих евреев. По утрам, когда охраняю их молитву, надеюсь, что часть благодати нисходит и на сторожа, стоящего у входа в синагогу. Видимо, надежды не только “юношей питают”!
Когда второй раз вернулся в Израиль, потратил два года на изучение философии Ницше. Вот о ней я могу что-то написать. Сейчас, через пять лет, могу сказать, и с достаточной уверенностью, что сумасшествие этого человека имеет три скрытые (или скрываемые намеренно) причины:
1. Занятие еврейской религией без права на это и без необходимых инструментов ее познания (еврейство матери, соблюдения шабата, хороший учитель и т.д.).
Ницше “открыл” закон вечного возвращения, по которому: мир рождается сызнова каждое мгновение. Почему я поставил слово “открыл” в кавычки? Да потому, что каждый разбирающийся в Каббале еврей знает о существовании этого закона.
“Да! Трудно плыть в соляной кислоте!”.
Любой религиозный еврей скажет Вам о Каббале, (к которой, не уверен, но думаю, что принадлежит этот закон), что “Четверо вышли из сада”, и один из четверых сошел с ума. И хотя был ближайший друг - еврей Петер Гаст, не было у Ницше такой возможности, поговорить с религиозным евреем!
Или он просто не хотел? Довольствовался христианскими источниками о иудаизме, достоверность которых, для нас, не религиозных, живущих в Израиле в 3-м тысячелетии, мягко говоря - сомнительна. Уже заповедь “НЕ УБИЙ” переведена не верно. “Аль тирцах” в корне отличается от “Аль таарог”. Но это уже не мой сад, и заходить в него предоставлю знатокам, коих не счесть в нашем краю. Только теперь я читаю израильского философа Ю.Марголина и должен признать, что его “Трактат о лжи” превосходит многие работы Ницше по глубине взгляда.
2. Отсутствие здоровой критики от кого бы то ни было, а также самоиронии, смеха над собой, которому он же и учит в “Заратустре”. И, как результат, мания величия, четко видимая в письме Ницше к его издателю Фрицшу от 18.11.1888 года, за полтора месяца до помещения в клинику(я не случайно не говорю о сумасшествии): “Вы отмечены благостным знаком издавать творения первого человека всех столетий”. Ну, нельзя же так!
3. Отсутствие в период душевного кризиса близкого человека, понимающего неординарность личности Ницше, его тонкую, ранимую душу, и, как следствие, отсутствие адекватного диагноза и лечения. Более того, кто-то из близких (я подозреваю его сестру, или ее мужа, ярых антисемитов, с которыми Ницше поссорился именно на этой почве - он ставил евреев на самые высокие места в табели о рангах народов) пустил “утку” о сифилисе, что не способствовало душевному спокойствию пациента.
В аналогичном случае с его современником Винсентом Ван Гогом, когда после срыва, его брат, искренне любящий, приехал в Арль и попросил врачей дать брату рисовать, дать ему табак, - это помогло художнику выйти из кризиса, вызванного ссорой с близким, очень близким другом Гогеном. Только Тео Ван Гог мог предложить такое лечение, зная психику своего брата. Читайте письма художника брату, вы все поймете сами.
У Ницше не было такого близкого человека. Может быть только упомянутый выше, Петер Гаст, композитор и друг, мог ему помочь, позволив игру на рояле, вызволив из клиники, как брат Ван Гога, но сестра отстранила его от друга, в своих грязных целях. Ее фальшивкой, книгой “Воля к власти”, сфабрикованной Э.Ферстер-Ницше, и приписанной философу, пользовались нацисты, и только в 1956 году ее разоблачил поляк Шлехта.
Эти три причины болезни, а в конце, и смерти немецкого философа, не единственные и, уж конечно, не бесспорные.
Но, стоя у входа в синагогу, я думал о них, и о том, что я охраняю этих ребят физически, а они охраняют меня духовно, охраняют меня от сумасшествия, неизбежного, при более пристальном взгляде на события в “Этом безумном, безумном, безумном мире”. Именно поэтому, в названии статьи и эпиграфе использованы не цитаты из Ницше, а еврейская мудрость, превосходящая его разум.
Откуда я черпаю ее? Проза нашей жизни! По четвергам мне в почтовый ящик подбрасывают страничный еженедельник “С любовью и верой”, который редактирует Зеэв Мешков.
Его сын учится в моей школе, молится по утрам в синагоге, и поэтому не могу не сказать об этом уникальном человеке. Уже год я пытаюсь купить, через его сына, первую книгу, написанную Зеэвом, (вторая у меня есть). Ну где вы видели в Израиле «русского», за которым год гоняется покупатель его книги?!
У меня дома есть с десяток книг, которые получил в подарок от авторов с настоятельной просьбой прочитать. А эту книгу хочу прочитать, но не могу получить. Вот такой разрыв между желаниями и возможностями.
По иудаизму на русском языке есть много литературы. Зеэв Мешков выходит из этого ряда не только скромностью, но и поразительной способностью передать глубокие мысли простым языком.
“Популярная высшая математика иудаизма для непосвященных” - так бы я назвал его статьи и книги. Не ищите их в Интернете - их нет. Может, только на сайте www.mahonmeir.org.il можно договориться о получении названного выше еженедельника на русском языке? Кто ищет - тот найдет!
Именно оттуда я взял эпиграф. Статья касалась Пурима. У раввина Шимона Бар-Йохая ученики спросили, за что евреям в Персии их Превечный Покровитель вынес смертный приговор? И сами ответили - за радость на пиру, устроенном царем в честь якобы, несбывшегося пророчества о восстановлении Храма. Радости, что не надо срываться с насиженных мест, возвращаться в Землю Израиля, строить Храм.
Кстати, “Херут”, если помните, призывал вернуть Храмовую гору, за него проголосовало 40000 евреев, из всего Израиля.
Сегодня иудеи живут сытно, (пируют?) в Америке, в России, в Германии. А в Иудее - голодно (знаю по себе) и стреляют. Но только здесь я могу лепить, и только здесь есть такие парни, один вид которых вселяет “великую надежду”, говоря словами Ницше. Высокие, сильные, с расправленными плечами, “смеющие обещать”, что сумасшествие мира их не касается и не захватит.
Они идут в армию, готовятся к ней, но еще и получают профессию и еврейскую мудрость.
Я знаю, что многие из “вязанных кип”, живущие рядом со мной, молчат по поводу ШАС, только потому, что кибуцы - это вообще смерть еврея. Как еврей “убитый социализмом”, я с ними согласен, еврей, очень образованный, но не знающий, кто такой Яаков, - просто мёртв, как и евреи, которым запрещали это знать. Моя мать, пример такой еврейки, не знала, что её дети – евреи (папа украинец, а у них по папе)
Не понимаю, почему лидер партии МАФДАЛ, которого выбрали родители этих ребят, против того, чтобы учащиеся ешив шли в армию? Не понимаю, почему девушки ходят в армию? Почему в 1948 году - понятно - мало мужиков в Израиле было, а сейчас, ну никак! Не понимаю, почему одни юноши, учащиеся ешив, ходят, а другие - не ходят в армию? Может кто-нибудь мне, тупому, объяснит?
20.02.2003. Кирьят-Арба