На встречах с журналистами в период перед публикацией окончательного отчета комиссии Винограда Шауль Мофаз с презрением отзывался о тех своих коллегах по кабинету министров, которые воздержались во время голосования на заседании 9 августа 2006 года. Речь идет об одном из самых важных заседаний правительства во время Второй ливанской войны, когда было решено начать наземную операцию. Тогда при голосовании воздержались три министра – Шимон Перес, Офир Пинес и Эли Ишай, а за проведение операции высказались девять членов правительства. Против не поднялась ни одна рука.
"Как вообще можно воздержаться во время столь важного голосования? - вопрошал тогда Мофаз. – Как это вообще может быть, что в решающий момент войны у тебя вообще нет никакого мнения?"
Между тем на том голосовании Мофаз первым высказался за предложение тогдашнего начальника генштаба Дана Халуца – предложение, в корне противоречащее идеям самого министра транспорта по поводу продолжения боевых действий против "Хизбаллы". Точно также Мофаз в свое время неожиданно перестал выступать против программы размежевания - когда понял, что Шарон действительно собирается уйти из Газы.
И вот на этой неделе Шауль Мофаз воздержался во время голосования по поводу широкомасштабной операции в секторе Газы на заседании узкого кабинета министров по проблемам безопасности. Ранее он яростно ратовал за ввод войск в сектор, при этом критикуя позицию министра обороны Эхуда Барака, которая казалась ему примиренческой. И вдруг во время голосования оказалось, что в такой момент у него вообще нет никакого мнения по столь важной теме. Кстати, точно так же у министра транспорта не было своего мнения и во время голосования в правительстве 13 августа 2006 года, когда было утверждено предложение о прекращении огня в Ливане.
Мировоззрение Мофаза сформировалось за долгие годы его службы в армии. Он привык к тому, что все высказывают свое мнение, но окончательное решение принимается командиром. Поэтому сейчас он высказывает свое мнение только для протокола, но отстаивать его – боже упаси! Вспомним, как он публично потешался над Ципи Ливни, вопрошая: "Ну, и чего она добилась?", когда министр иностранных дел набралась смелости и высказывала свое мнение по поводу важных проблем. Ливни действительно 9 августа 2006 года проголосовала против своего желания за наземную операцию (она вообще была против финальной операции, утверждая, что близится политическое решение конфликта).
Однако в начале войны Ливни, так же, как и Ави Дихтер, каждый по своим соображениям, выступали против бомбардировки Дахии. Таким образом, гражданское лицо Ципи Ливни имеет и собственное мнение и мужество его высказывать. А вот бывший начальник Генштаба так же, как и многие другие военные, оказались лишенными этих качеств.
"Маарив", 13.06.2008
Перевод сайта "Курсор"