Обоюдную жестокость, продемонстрированную грузинами и осетинами в ходе вооруженного конфликта, я обсуждать не собираюсь. Кавказ - есть Кавказ, у этого конфликта многовековые корни и у этих народов - свои понятия о методах ведения войны. Тем более - “не суди другого, пока не окажешься на его месте” (рабан Гамлиэль бен рабби Йегуда а-Наси, Пиркей авот 2:4). Я могу лишь представить, что чувствовали и как реагировали на происходящее вокруг них советские солдаты в Афганистане и российские - в Чечне. Я не уверен, мягко говоря, что испытываемые ими чувства и предпринимаемые действия соответствовали определениям гуманизма и милосердия…
Прозвучавшее из уст президента России Медведева определение “военная операция по принуждению к миру” немедленно вызвало у меня ассоциацию с “…мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути” (“Каховка”, М. Светлов) и “…мы стоим за дело мира - мы готовимся к войне” (Александр Галич, “Рассказ, который я услышал в привокзальном шалмане”). “День траура по жертвам гуманитарной катастрофы в Южной Осетии” применительно к жертвам вооруженного конфликта также является типичным образчиком советской казуистики. К его же - президента России Медведева - заявлению “российские миротворческие силы выполнили свою задачу” так и напрашивается дополнение “и выполнили свой интернациональный долг”, как это звучало в 1980-е относительно афганской войны. Риторика в отношении Саакашвили может сравниться лишь с принятой в газете “Правда” 1950-х относительно Йосифа Броз-Тито (Югославия) и Имре Надя (Венгрия), а в 1968-м - в отношении Алексадра Дубчека (Чехословакия). Ветеранам советского строя, проживающим в сегодняшней России, все это является сигналом к возвращению эпохи перешептывания по поводу актуальных событий на кухнях. А российской молодежи все эти перипетии недавней истории либо неизвестны вообще, либо преподаны именно в стиле “Правды”. Если же и есть в среде российской молодежи любознательные и знающие, то они, конечно же, не “Наши”, а кто не “наши” - это “враг, который не сдается”, а потому подлежит… и далее - по Горькому.
Когда будут определены действительные масштабы жертв и разрушений, ставших результатом российско-грузинского конфликта, и будет развеян миф о “геноциде” несуществующего “южноосетинского народа”, останутся открытыми главные вопросы: почему Запад так и не вынес никаких уроков и не сделал никаких выводов в отношении России из событий 20-го века?
Чем отличается, по сути, соглашения 1990-х годов относительно статуса Южной Осетии и Абхазии от Мюнхена-1938? Как можно было возложить ответственность за сохранение мира и правопорядка в этих регионах на российские войска? Кому-нибудь приходило в голову назначить миротворцами на границе с Косово сербов? Миротворцев из Чада в Дарфур кто-нибудь планировал посылать? А как насчет поручить ливанской армии выполнение миротворческих функций на сирийско-израильской границе? Почему западная дипломатия вновь села в ту же российскую галошу, в которую ее уже неоднократно сажали из поколения в поколение?
Вчера в издании “Взгляд” появилась статья, в которой приводится цитата: “…Таким образом, Москва за самоопределение Цхинвали и Сухуми. “Это должно происходить в строгом соответствии с нормами международного права, хотя и международное право за последние годы изобилует очень сложными примерами самоопределения народов, возникновения новых государств”, - съязвил Медведев, намекнув на Косово”. Что значит - съязвил? Да он заявил о развороте на 180 градусов в российской политике! Ведь Москва не признавала провозглашенной албанцами-косоварами независимости, аргументируя это нежеланием создавать прецедента, которым могут воспользоваться абхазцы. На этой неделе Россия создала еще более существенный прецедент, поддержав сепаратистов Абхазии и Южной Осетии, причем не словом, а делом. Мы возвращаемся к ситуации, в которой, прежде всего, любой стране, на территории которой проживает большое количество российских граждан, грозит судьба Грузии, стоит только “угнетенному российскому нац-меньшинству попросить защиты и вмешательства России. Латвия первой поняла это заблаговременно и согласилась в прошлом году на отступление из района Абене (Abene), переименованного в 1940 году советскими оккупантами в Пыталово (символичное звучание, не правда ли?). Но кого на Западе интересуют проблемы дипломатии такого мелкого государства, как Латвия? Первой на очереди, кстати, стоит сейчас Украина, оказавшая поддержку Грузии в конфликте с Россией, и на территории которой проживает многочисленное русское и про-российское население.
Это также означает, что Россия поддерживает ультра-либеральную доктрину современных историков и антропологов, утверждающих, что любая группа людей, ощущающая себя отдельным народом, имеет право называть себя народом и требовать признания и уважения его прав. Эта доктрина касается в первую очередь “палестинского народа”, но может распространиться и быть примененной и в отношении других. Не говоря уже о том, как изменение позиции России относительно “прав народов на самоопределение” (а скорее - возвращение к советской доктрине времен “холодной войны”) повлияет на басков, корсиканцев и мало ли еще кого?
Израилю, также оказавшемуся в списке потенциальных врагов России, поскольку консультировал и обучал грузинскую армию, снабжал Грузию оружием и военными технологиями, а также заявил о признании территориальной целостности Грузии, включая Южную Осетию и Абхазию, стоит подготовиться к российской реакции. Главной опасностью является возможная поддержка Россией форсирования процесса создания “палестинского государства” путем одностороннего провозглашения независимости. Израильское правительство и Кнессет должны, как можно быстрее, денонсировать соглашения Осло и все сопутствующие ему, в которых Израилем признается “право палестинского народа на самоопределение” и на которых основывается фундамент “палестинского государства в стадии формирования”. Следует напомнить России, в официальном порядке, о сути поддержанной Советским Союзом в 1947 году резолюции ООН о создании государства Израиль, грубо нарушенную арабами, не признавшими ее и предпринявшими агрессию против Израиля, что явилось также грубым нарушением принципа неприменения силы в международных конфликтах, соблюдение которого является непременным условием членства в ООН.
Еврейским организациям в России также следует ожидать и быть готовыми к изменению отношения к ним со стороны Кремля. Не исключено, что на них будет оказано давление, с целью выжать из них негативные оценки роли Израиля в грузино-российском конфликте или взять с них “контрибуцию” в виде пожертвований в фонды помощи “жертвам геноцида в Южной Осетии” и других подобных мероприятий. О росте числа нападений на евреев и проявлений юдофобии на территории России неоднократно говорилось в последнее время в СМИ - следует ожидать новой волны этих явлений в ближайшее время.
Евреев во всем мире невозможно отделить от Израиля. Отношение к Израилю со стороны правительств государств во всем мире неминуемо скажется на отношении и к местным евреям. Я бы, на их месте, не дожидался необходимости эвакуироваться оттуда в экстренном порядке, а постепенно сворачивал бы свои дела там, готовясь к неизбежной еврейской судьбе в эпоху Геулы (Избавления) - к возвращению в Израиль.
Седьмой канал