{nomultithumb}Уже несколько месяцев мир кипит в ожидании результатов выборов в США. Почти ежедневно публикуются опросы, сравниваются десятые доли процентов, тратятся литры чернил, тонны бумаги, гигабайты на дисках, не говоря уже о времени ничего не понимающих не только жителей других стран, но и избирателей, а зачастую и комментаторов.
Во-первых, в США нет прямых выборов президента (представьте себе) – избиратели выбирают выборщиков от штата, которые будут представлять их на коллегии выборщиков (собрании представителей штатов). Количество выборщиков от штата равняется количеству депутатов в Конгрессе (по 2 от каждого штата в Сенате и пропорционально количеству населения в палате представителей). Каждый штат может выбирать по своей системе, реально почти во всех штатах принята система «выигравший снимает всю кассу» (т.е. все выборщики от этого штата будут от того кандидата, который набрал больше голосов в этом штате, не важно 60% или 90%) и лишь в двух небольших штатах количество получаемых кандидатами выборщиков пропорционально количеству полученных голосов.
Поэтому подсчеты долей процентов да еще в ОПРОСАХ вообще нерелевантны. Есть штаты, в которых традиционно побеждают республиканцы, есть штаты, в которых традиционно побеждают демократы, есть штаты, в которых немного больше поддержка республиканцев или демократов, и есть такие, в которых ничья. Вот изменения тенденций в этих штатах и должны интересовать, так они могут повлиять на распределение выборщиков.
Кстати, вы будете удивлены, но количество кандидатов в президенты больше, чем 2.
Но, разумеется, остальным кандидатам при такой системе ничего не светит. Они могут набрать несколько процентов в том или ином штате, но маловероятно, что победят в хотя бы одном штате, а значит, и не наберут выборщиков.
Что в таком случае делают американские левые? – То же, что во всем мире.
1) Работают «институты опросов общественного мнения» (а не благородных девиц). Не говоря уже о том, что методики опросов спорны и результаты зависят от того, как сформулирован вопрос (т.е. кто его заказал), эти институты уже неоднократно доказали, что они не умеют обрабатывать данные.
2) Пиарщики все время вдалбливают, что эти «результаты опросов» и есть объективное общественное мнение, почти результаты выборов. «Разрыв значительный, выборы решены, за второго кандидата нет смысла идти голосовать».
3) Это влияет на «плавающие голоса» (в США это важно в штатах, где нет явной победы одного из кандидатов), которые склоняются за большинством.
В итоге полуется не сбывшееся пророчество, а «пророчество, которое сбыло себя».
Работает принцип геббельсовской пропаганды - если ложь повторять многократно, то в нее поверят, и в большую ложь поверят легче, чем в небольшую.
Но ведь институтам (неблагородных девиц) невыгодно выставлять себя в неблаговидном свете – ведь они явно отдают предпочтение одному из кандидатов, да и результаты назавтра после выборов будут отличаться от опросов. Даже если их протеже победит – разрыв в процентах будет не столь значительным. Как же они будут выглядеть? Кто даст им заказ на опрос о предпочтениях покупателей велосипедов (или клиентов институтов неблагородных девиц)? Ответ: они выполняют социальный (если не социалистический и хорошо оплаченный) заказ, кроме того, как в том анекдоте про парижский бордель: «б…» (они не могут иначе).
Что же им, беднягам, делать, чтобы несколько исправить впечатление? – В последние дни перед выборами - когда опросы уже подействовали на «плавающие голоса» - несколько исправить результаты, чтобы они не очень отличались от реальных, что будут на выборах.
Так, например, зайдя на ряд сайтов, можно увидеть, что Флориду которая дает 27 выборщиков и где соотношение ПО ОПРОСАМ между Обамой и Маккейном 48% - 46% отнесли и посчитали к Обаме, хотя в любом опросе пишут, что статистическая погрешность составляет 4-5 процентов, т.е. даже по опросам в этом штате ничья (это та Флорида, в которой на прошлых выборах бюллетени должны были пересчитывать). Таких примеров можно привести еще несколько.
Живущих в Израиле это не удивит. Перед прошлыми выборами один из правых комментаторов так стебался над опросами:
Что-то очень странное происходит в мире опросов общественного мнения. Обычно (согласятся со мной даже противники Мины Цемах) организаторы опросов общественного мнения стараются подогнать данные – чтобы они соответствовали если не существующей реальности, то хотя бы логике. Однако, в последнее время, это выглядит как отсутствие связи между происходящим в обществе и опросами. В основном это касается партии Кадима: Шауль Мофаз в очередной раз поменял направление – и Кадима поднимается до 39 мандатов, Ариэль Шарон болеет – и Кадима взлетает к 40, Ольмерт и Ливни ругаются – и Кадима празднует 42 мандата. С такой скоростью, страшно подумать о результатах опросов в день заключения Омри Шарона в тюрьму.
Если за несколько недель до выборов ПО ОПРОСАМ Кадима получала 40-45 мандатов (ясно, что были большие деньги, ясно, что репутации у них нет, так что ничем не рискуют), то за несколько дней до выборов все «институты» сбавили до порядка 35. В итоге Кадима получила 29.
Многие сравнивали это с забавным французским фильмом, где двум безработным актерам перестали давать еду в кафе «в счет будущей оплаты». Они разыгрывают сценку: один сидит в кафе, другой звонит в кафе якобы из крупной киностудии и просит первого к телефону, тот «разговаривает с продюсером»: «Участие в каком фильме, где? Что? 5 миллионов? Меньше 10 не согласен» и т.д. Владелец кафе слушает и говорит своему помощнику: «Ну, если ребята так отчаянно блефуют и врут, то, видно, их положение плохо, дай им что-нибудь поесть».
В ближайшие месяцы будет много лжи, клеветы, передергиваний и опросы, опросы, опросы... Вас будут пытаться убедить, что самая приличная партия не пройдет электоральный барьер. А та, от которой вас тошнит, наберет больше всего голосов. Есть еще одна партия, чуть менее тошнотворная, нужно быть реалистом... – и вот еще одно «пророчество, сбывшее само себя». А уж как это подействует на «плавающие голоса»...
Есть еще одно обстоятельство, объединяющее США и Израиль.
Как в США в годы правления Клинтона в массовом порядке, не создавая проблем на экзамене-собеседовании, давались грин-кард, а затем гражданство эмигрантам из стран Африки и Азии, традиционно голосующим за демократов, так и в Израиле в последние полтора десятка лет массово дается гражданство арабам из Иудеи и Самарии в рамках «соединения семей», принимаются «беженцы из Судана», завозится кто угодно откуда угодно и т.д.
Вроде, какое нам дело до Америки, ну победит там Обама. Казалось бы: «… Что нам Гекуба?» Но от этого парня весь мир будет тошнить и рыгать, если не харкать кровью.
См. также
GOODBYE, AMERICA
Соединенные Штаты начинают строить коммунизм
(Если кого-то шокировало упоминание геббельсовской пропаганды, то напоминаю, что полное название их партии было национал-социалистическая немецкая рабочая партия, цвет знамени – красный, 1 мая – официальный праздник, день трудящихся)
Не мной было сказано:
Может ли в США фашизм прийти к власти? Может – под маской либерализма.
P.S. Разумеется, все высказанное можно было бы сказать и про правых, но почему-то так действуют, в основном, левые.