Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
(17.11-08) Незадолго до роспуска Кнессета нынешнего созыва, в связи с предстоящими выборами, для рассмотрения законодателями предложен законопроект, серьезно ограничивающий полномочия Высшего Суда Справедливости (БАГАЦа). Законопроект выдвинут министром юстиции переходного правительства Даниэлем Фридманом.

Проект закона предусматривает запрет на вмешательство БАГАЦа в вопросы государственной безопасности и обороны; внешнюю политику страны; в вопросы распределения госбюджета; а также вопроса учреждения независимых экспертных комиссий по расследованию нарушений правительства.

Как признает сам инициатор законопроекта, вероятность того, что закон будет утвержден хотя бы в первом чтении нынешним составом Кнессета близка к нулевой. Целью выдвижения данного законопроекта «под занавес» деятельности Кнессета нынешнего созыва глава Минюста называет «привлечение внимание широкой общественности к существующей проблеме», которую министр юстиции характеризует, как сращение судебной и законодательной власти. Сращение, которое находит свое выражение в текущей судебной практике БАГАЦа.

Ранее министр юстиции Фридман уже объявлял о проведении судебной реформы, подразумевавшей ограничение полномочий БАГАЦа. Но затем был вынужден отказаться от ее проведения после оказанного на него сильнейшего давления со стороны председателя Верховного Суда Израиля (он же - БАГАЦ) судьей Дорит Бейниш, обвинившей министра юстиции в атаке на независимую судебную власть в Израиле.

Министр объявил, что помимо выдвижения законопроекта им будет распространен специальный меморандум, посвященный данной проблеме. В меморандуме, в частности, будут перечислены некоторые случаи недопустимого, по мнению Даниэля Фридмана, вмешательства Верховного Суда в деятельность исполнительной и законодательной ветвей власти в Израиле и злоупотребления БАГАЦем своими полномочиями. Среди таких случаев: обсуждение БАГАЦем иска «правозащитных организаций», в связи с отключением электричества в секторе Газа во время обстрела Израиля ракетами; обсуждение БАГАЦем решений правительства во время Второй Ливанской войны; вмешательство в решения министерства обороны о проведении тех или иных военных операций.

Комментаторы отмечают, что в соответствии и с политическим графиком в Израиле, лишь новое правительство, созданное в результате досрочных выборов, которые состоятся 10 февраля 2009 года, сможет принять решение об утверждении этого законопроекта и санкционировать его рассмотрение Кнессетом в качестве правительственного.

Комментарий
Последовательные и принципиальные действия министра юстиции, действующего практически в одиночку и в заметном вакууме (Фридман - практически единственный министр кабинета, задумавший и пытавшийся провести реформу в подведомственной ему области, направленную на улучшение деятельности государственной системы), - резко выделяются на бесконечно сером, сонном фоне политического существования нынешнего кабинета.

То, что должен делать министр, а именно: всерьез заботиться об улучшении положения дел в вверенной ему сфере, - выглядит сегодня едва ли не героизмом и «лучом света в темном царстве». Это скорее характеризует совокупный итог деятельности всего правительства Ольмерта, чем даже самоотверженные, но, увы, так и не увенчавшиеся успехом действия министра юстиции.

Проблема, поднятая министром Фридманом, более чем наболевшая. То или иное мнение по затронутому министром юстиции вопросу, казалось бы, обязан иметь практически любой член кабинета. Но что-то не видно и не слышно ни голосов в поддержку позиции министра, (голосов, кстати, которые были бы весьма кстати); ни , что тоже было бы вполне естественно и легитимно, возгласов протеста против его идей и реформ.

Пока что более или менее живую реакцию на реформы Фридмана выказала лишь Дорит Бейниш - руководитель Верховного Суда. Да и эта высокопоставленная судебная деятельница выступает, как непосредственно заинтересованное (точнее, крайне не заинтересованное в успехе реформы) лицо.

Такое ощущение, что остальным государственным мужам попросту все равно. А ведь речь идет ни много ни мало, – о дееспособности кабинета и Кнессета в свете нарастающих претензий Верховного суда распоряжаться судьбами страны в обход всех и всяческих «демократических норм»!

Но даже и эта опасность не вызывает в государственных мужах, министрах , политиках и депутатах сколько-нибудь заметного оживления.

Это удивительное равнодушие говорит о том, что потенциальным объектам посягательств «Большого Брата» БАГАЦа - министрам и депутатам сущностно все равно, будет ли какой-либо реальный прок для страны от их деятельности в роли министров и депутатов, или все их благие порывы, если таковые будут иметь место, будут сведены на нет усилиями членов Верховного суда. Лишь бы лично к ним никто не мог бы предъявить опасных для их политической карьеры претензий. В этом смысле «ВСЕВЛАСТНЫЙ» БАГАЦ, берущий на себя окончательную ответственность за деятельность Кнессета и правительства вполне устраивает министров и законодателей, кроме министра юстиции Даниэля Фридмана.

Что, с нашей точки зрения, крайне лестно характеризует данного министра, резко выделяя его, как белую ворону из черной стайки «прокадимцев» из той или иной партии.

Перспективы
Судьбу реформ (и законопроекта) Фридмана, особенно в условиях тотальной общественной апатии и равнодушия (подумать только: министр правительства вынужден прибегать к пропагандистским трюкам в виде выдвижения «повисшего» между каденциями законопроекта и апеллировать к «широкой общественности», не найдя ни слушателей, ни единомышленников в правительстве!), увы, нетрудно предсказать. Фридман замахнулся на святую святых израильского левого политического истэблишмента, на те «столпы», на которых держится власть и влияние «Северного Тель-Авива».

Достаточно напомнить в данной связи, что нынешний глава правительства Ольмерт идет на чудовищные (по своим последствиям для страны) политические шаги (http://www.evrey.com/sitep/analysis/arkhiv.php3?menu=08-08/17.htm) именно для того, чтобы снискать снисхождение в глазах всесильной израильской судебной элиты, в чьих руках в данный момент находится судьба окончательно «запутавшегося» в дебрях уголовного права премьер-министра.

Так просто, под напором одного лишь, неизвестно как оказавшегося в рядах израильского правительства циников и политических дельцов, «Дон Кихота», левая судебная элита свою власть не отдаст.

Вместе с тем и власть эта отнюдь не бесконечна. Границы этой власти пролегают там, где начинается массовое общественное пробуждение, рожденное хотя бы инстинктивным нежеланием стать жертвой чужих безответственных политических экспериментов.

Дальнейшее усиление власти левых судей БАГАЦа очевидным образом ни к чему хорошему страну не приведет. И это же усиление может сыграть неожиданную для левой элиты Израиля роль, - роль детонатора общественного взрыва. И качественных изменений в «здоровую сторону» в общественных настроениях в Израиле.

В этом смысле действия министра-одиночки Даниэля Фридмана являются той каплей, которая «точит камень».

Материал сайта www.evrey.com