Два важных события: всемирный сьезд посланников Ребе на "Севен севенти" и, пару недель спустя, 19 Кислева – Праздник освобождения Алтер Ребе из царской тюрьмы. Между ними кровавым рубцом в этом году пролегло третье событие – захват исламскими террористами центра Хабад в Бомбее. Наши мудрецы учат, что когда в Торе несколько тем располагаются по соседству, между ними есть внутренняя связь. В жизни эта связь тоже часто прослеживается.
Кто-то сказал, что изобрести современный компьютер было, в сущности, легко. Взяли ЭВМ, приделали пишущую машинку, плюс поисковые системы, провода… То же о Хабаде. Центров еврейской учености в Восточной Европе хватало. Увлечение внутренней Торой началось задолго до возникновения Хабад, в 17-м веке. А то, как важно любить каждого еврея, говорил еще рабби Акива. Но только Алтер Ребе удалось создать содружество, где люди сидели над Танией, постигая тайны Творца, и были готовы отправиться за тридевять земель, чтобы помочь другому еврею. Нечистой стороне мира сей замысел показался опасен, он сильно теснил ее позиции. Поэтому /детали не так важны/, Ребе Шнеур-Залмана арестовали.
Хабадский фольклор: два пьяницы в трактире. "Ты меня любишь?" "Ага!" "Врешь! Если б ты меня любил, ты бы знал, чего мне не хватает…"
Со времен Алтер Ребе и по сей день посланники Хабада не ждут, когда их позовут. Они приезжают в бедный еврейский квартал, где-нибудь в Касабланке, или в "деревню звезд" в Голливуде, чтобы помочь их обитателям восстановить прерванную связь – с Торой, со Всевышним, с другими евреями, или с собственной душой. Еврейские туристы на Востоке – особая статья. У них могут быть оборваны все нити сразу.
И поэтому с малолетства, мальчикам в ешивах, а девочкам в хабадских школах внушают, что главная их цель – отправиться по слову Ребе к евреям, в любой конец земли. Например, на Аляску. Или в липкую жару и портовые запахи Бомбея.
Когда на одном из хабадских сайтов появилась просьба молиться за рава Гавриэля-Ноаха Гольцберга и его жену Ривку, захваченных террористами, кто-то из читателей откликнулся: "Шахиды вернулись". Я отстучал в ответ:" Замкните тему на Творца. Тогда не придется оживлять табуретки". Именно такая метафора приходит, когда думаешь о статистах этой драмы – исламщиках с автоматами, без цели и толка напавших на людей. Нет, разговор ведет сам Всевышний. И не столько с заложниками, сколько с теми, кто не попал в их число.
Б-г хочет, чтобы в нас родилось ощущение всеобщей еврейской связи, когда сила сочувствия и желание помочь не слабеют, если еврей попал в беду на другом краю земли. А Ребе? Он ждет, что его посланники разнесут по земле свет Торы – не как туристы, если будет случай, а как солдаты, для которых победа – главное ремесло.
НА ЭКРАНЕ КОМПЬЮТЕРА ПРОСТУПИЛО СООБЩЕНИЕ, ЧТО РАВ ГОЛЬЦБЕРГ И ЕГО ЖЕНА, ЗАЛИТЫЕ КРОВЬЮ, ПОКИНУЛИ НАШ МИР.
Их проект показался нечистой стороне мира опасен. Пусть у любителей наркотиков двоятся волны в глазах на побережье Гоа, кого это волнует. Но кошер, но Тания, но еврейское тепло для всех…
Солдаты на войне. Будем помнить Гавриэля-Ноаха и Ривку.
"Живой журнал" ezrahovkin