Давид Бен-Гурион. Слева Шимон Перес.
Есть ген алкоголизма – так говорят. Есть ген нелюбви к своему еврейству. Его заложили в местную ментальность отцы-основатели, когда гарцевали на конях в субботу, и при этом палили в небо – в знак того, что страна будет наша. И страна действительно оказалась «их», потому что люди более толковые предпочитали давать деньги «на Израиль», а сами занимались наукой, создавали международные компании, сидели над Торой в ешивах.
Когда по тем ли иным причинам эти «серьезные» прибывали на Святую Землю, их ждал сюрприз: в глазах ротшильдов и рузвельтов официальным представителем еврейского ишува является довольно большая группа отчаянных социалистов. Проявляя мужество в решении частных вопросов, они дела государственные решали с легкостью подростка. Одно лишь правило не знало исключений: «будь таким, как я». Вновь прибывшие должны были посылать детей в «их» школы, есть в «их» столовых, читать «их» газеты. Или запереться в гетто и не мешать.
Таким образом вирус нелюбви передавался из поколения в поколения, вербуя новые жертвы. Впрочем, занимая высокие посты, люди больные считают себя очень здоровыми, даже если приходилось бредить. Недавно, выступая на всемирном съезде еврейских общин, наш почти премьер, Ципи Ливни, выдала такой текст:
«У раввинов и религиозных организаций нет монополии на еврейство и его ценности… Еврейство – это наша история, ценности, воспитание, а не то, что человек делает дома…Еврейство – это «цивьон», окраска». Воткнул перо – и ты индеец…
Сионисты в свое время объявили галут «нехорошим». (Мысль о том, что Всевышний отправил евреев в изгнание для определенной духовной работы, как-то не вошла им в голову). Энтузиастам простых решений казалось, что достаточно заменить брюки шортами и сорвать с замужней женщины платок, как родится другой еврей. Знаменитый лозунг ассимиляторов «будь евреем дома и немцем на улице» Ципи Ливни выворачивает наизнанку. Дома делай все, что хочешь – нарушай Шабат, кашрут, законы семейной чистоты. А на улице давай прикид, что ты еврей – раз в год надень тфиллин, навести приятелей в сукке, погреми хлопушками на Пурим. «Цивьон» удался? Еврейский макияж сидит крепко?
Мне вспомнился еще один носитель такого макияжа – бывший начгенштаба, Дан Халуц. Когда он совершал ежегодное одевание тфиллин, об этом писали в газетах, когда в день Катастрофы слушал сирену в кипе, то делался героем теленовостей. Находясь на пике карьеры, Халуц занялся разрушением еврейских домов. Сперва под его руководством армия уничтожила два десятка поселений в Гуш-Катиф. Потом он смотрел, как ракеты Хизбаллы рушат дома на севере, и без всякого толка слал под пули террористов маленькие группы отборных ребят, вместо того, чтобы поднять дивизии…
Нет, еврейское дело тонкое, макияж тут не помогает. Евреем нужно быть и на улице, и дома, и в будний день, и в праздник. Тогда будет удача, будут мозги, и сильные руки, чтобы довести до конца хорошее дело. Впрочем, в одном г-жа Ливни права: у раввинов нет монополии на еврейство. Всевышний ждет, когда такие, как вы скажут: я тоже принимаю ярмо Небес!..