Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
«Иран представляет реальную угрозу национальной безопасности США, но ради достижения наших национальных целей все же следует инициировать с ним дипломатические процессы, - сказал в пятницу новоизбранный президент США Барак Обама. Это заявление было сделано им на фоне публикации двумя вашингтонскими исследовательскими институтами отчетов, рекомендующих новой американской администрации вступить с Ираном и ХАМАСом в переговорный процесс безо всяких предварительных условий.

Британская газета «Гардиан» опубликовала в конце прошлой недели статью, утверждающую, что Обама всерьез взвешивает опцию создания «низкопрофильного» дипломатического канала для переговоров с ХАМАСом.

Ещё в ноябре прошлого года представитель ХАМАСа Ахмед Юсуф заявил, что члены его организации провели тайную встречу с советниками Обамы.

В этой ситуации ряд комментаторов в Израиле и за рубежом советуют израильскому правительству воспользоваться имеющимся у него одно-двух недельным окном возможностей – до смены власти в США и начала массивного международного давления, - чтобы закрепить свои позиции в Газе, прежде всего, в северной части сектора, откуда ведутся обстрелы, и в южной - на Филадельфийской оси, через которую поступает контрабандное оружие.

Больше всех в сложившейся ситуации выигрывает Иран, пишет Йорам Швейцер из Яффского центра исследований национальной безопасности. В этой войне, как и во Второй Ливанской, у Ирана есть свой интерес: он не только подрывает стабильность в регионе и потирает руки, экзаменуя боеспособность своих агентов – «Хизбаллы» и ХАМАСа, но и отвлекает мировое общественное мнение от своих ядерных разработок. Получается, что Иран, ответственный за тренировки боевиков и командного состава ХАМАСа, за финансирование террористических ячеек и поставки оружия в Газу, умудряется сейчас оставаться в тени от критики и, более того, получает возможность развивать свой ядерный потенциал.

ХАМАС, как и «Хизбалла», руководствуется иранской военной доктриной, согласно которой следует обстреливать израильскую территорию ракетами разной дальности полета, чтобы посеять страх и панику у как можно большего числа граждан. Помимо нанесения физического ущерба, эта тактика ставит своей целью моральное истощение израильтян. Иран также рассчитывает на то, что он будет содействовать ХАМАСу в восстановлении разрушенной Израилем инфраструктуры.

В западном и арабском мире, считает Швейцер, у Израиля есть несколько потенциальных союзников для борьбы с Ираном, который представляет миру разные угрозы – от подрыва стабильности в ближневосточном регионе, до международного террора и распространения ядерного оружия.

Именно для того, чтобы в будущем можно было вести переговоры с Ираном, нужно обеспечить сейчас победу Израиля над ХАМАСом как агентом Ирана, пишет Роберт Каплан в статье «Иранский постмодернистский зверь в Газе», опубликованной в журнале The Atlantic. Война Израиля против ХАМАСа – это, по сути, война против поощряющего террор Ирана. Поэтому Америка должна быть заинтересована в безоговорочной победе Израиля больше, чем в прекращении огня, которое позволит ХАМАСу восстановиться и показать, что он непобедим. Провал Израиля подорвет наши собственные позиции в переговорах с арабами вообще и с Ираном в частности. Победа же Израиля позволит нам вести с ними эффективный и продуктивный диалог.

Обзор по материалам СМИ подготовила Анна Данилова