Общую идиллию несколько омрачило сообщение о дерзкой вылазке неопознанных боевиков в районе КПП "Кисуфим", во время которой погиб израильский пограничник и еще трое было ранено. В знак протеста ХАМАС отказался от "перемирия", а ответственность за пограничный инцидент взяли на себя "фатховцы", которые не за Махмуда Аббаса и не за себя, а за ХАМАС, уничтожающий "фатховцев", но других. Тут и Митчелл, съевший зубы на политических интригах, ничего не понял.
Тогда бывший лидер демократов в Сенате решил просто проигнорировать ХАМАС и проиранских шавок помельче. Тут в нем, видимо, заговорила материнская кровь ливанской христианки-маронитки, по горло сытой мусульманским беспределом. Митчелл уже пытался мирить арабов с евреями. В 2000 году он возглавлял международную экспертную комиссию, которая рекомендовала Израилю прекратить строительство поселений в Иудее и Самарии, а палестинской администрации - покончить с терроризмом. С тех пор поселения не строятся, а терроризм почти покончил с палестинской администрацией.
Теперь опять надо начинать с нуля. Митчелл готов. «Мы приложим максимальные усилия, невзирая на трудности и неудачи, - говорит он. - Ключ к успеху - в приверженности обеих сторон к миру и активная позиция Соединенных Штатов». Упрямство и несгибаемая воля передались ему от отца, родившегося в семье ирландских иммигрантов. Иначе он не был бы окружным судьей в штате Мэн. Хотя ирландские корни порой сильно вредят. Кто, спрашивается, дергал за язык министра иностранных дел Ирландии Дика Роче предложить европейским коллегам срочно пересмотреть решение об укреплении связей с Израилем?
Только не подумайте, пожалуйста, что ирландцы прирожденные ненавистники Израиля. Просто Роче с несколькими депутатами взяли недавно в заложники в отеле "Druids Glen Marriott Hotel". И он, наверное, подумал, что это дело рук "Мосада". Хотя полиция утверждает, что это было обыкновенное ограбление, которые переодически происходят и в Ирландии. Но местный парламент такое объяснение не устроило, и депутаты призвали наложить на Израиль экономические и дипломатические санкции, а заодно выдворить из Дублина и посла.
Митчелл, понятно, за Роче не в ответе. Его меньше всего интересует останется израильский посол в Дублине или нет. У него другая миссия - понять, чем кто дышит и предложить арабам вариант, от которого трудно отказаться. Накануне его поездки Барак Обама отметил в интервью телеканалу "Аль-Арабия", что в качестве первого шага поручил Митчеллу просто выслушать мнения всех заинтересованных сторон. Это так и не так. На самом деле его задача - всеми силами добиваться показного "затишья" в Газе, обещая быстрое восстановление разрушенного в ходе боевых действий сектора. И при возможности - найти способ "легальной" контрабанды оружия. Причем при тесном сотрудничестве с Израилем.
Я нисколько не утрирую. Выслушав предложения Хосни Мубарака, Эхуда Ольмерта и Махмуда Аббаса, Джордж Митчелл объявил в Рамалле, что лучший способ пресечения контрабанды оружия в Газу - свободный доступ грузов через границу под "международным контролем" пограничников Абу-Мазена. Ирландский папа явно победил в Митчелле ливанскую маму. Впрочем, Митчелл всего-навсего
"громкоговоритель" Обамы. Кстати, примерно в таком же ключе была проведена и морская операция по задержанию "Мончегорска" с грузом иранского оружия и боеприпасов.
Судно перехватили 19 января, отбуксировали в египетский порт и через неделю... отпустили восвояси. На пресс-конференции в Вашингтоне начальник генштаба адмирал Майк Муллен объяснил обескураженным журналистам, что, к сожалению, у военных моряков не было достаточно полномочий для того, чтобы конфисковать опасный груз. Для этого должна быть принята четкая и недвусмысленная резолюция ООН. Оптимистам я уже сейчас рекомендую запасаться белыми простынями, чтобы сразу ползти на кладбище. Потому что если завтра перехватят иранское судно с атомной бомбой, то будут сопровождать его до самого Нью-Йорка, чтобы взорвать в Гудзоне за день до исторического заседания Совета безопасности ООН.
В переломные времена опасно бежать в разные стороны. Если Вашингтон не мог солгать, а Никсон не мог сказать правду, то Обама все еще пытается понять разницу между тем и другим. Но безуспешно. Даже после недавнего казуса с Хиллари Клинтон. Первому, кому она позвонила в качестве госсекретаря, был Махмуд Аббас, срок властных полномочий которого истек еще 9 января. Она подбодрила его и обещала полное содействие в «достижении надежного мира». Но пресс-секретарь Аббаса Набиль Абу Рудейна слегка "поправил" госпожу Клинтон, сказав, что она «говорила о необходимости укрепления власти Абу-Мазена».
К лежащему на одре смерти присылают не врача, а священника. Укреплять власть Аббаса, которого обвиняют в «предательстве палестинских интересов», кроме разве что Израиля, некому. Дошло до того, что на саммит арабских стран в Дохе его не пригласили. Зато пригласили ХАМАС. Обиженный Абу-Мазен вынужден был вернуться к ярой антиизраильской риторике, заявляя, что будет настаивать на судебном преследовании Израиля за военные преступления. «Мы требуем правосудия! - патетически воздевал он руки на пресс-конференции для журналистов. - Израиль не хочет мира, иначе не реагировал бы так на абсурдные ракетные обстрелы, не приведшие даже к гибели людей».
Треплинг "словоты", конечно, не должен заслонять светлую идею
"агрессивного мира". Но всегда должен быть хотя бы узкий проход для отступления. «Мы не можем постоянно думать только о палестино-израильском конфлитке, - ошарашил вдруг Обама мусульманских союзников. - Приходится обращать внимание и на то, что происходит в Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане или Сирии. В конечном счете, никто не может указывать израильтянам и палестинцам, что для них лучше. Они должны сами принимать решения». По шпаргалке, написанной так называемым международным сообществом.
Весь парадокс в том, что и на шпаргалку приходится писать инструкции. Шить сапоги-"мироходы", как выясняется, пока что не из чего. ХАМАС устами Аймана Тахи заявил, что "перемирие" возможно лишь при условии, если будут открыты все пограничные переходы. Израиль, в свою очередь, увязал открытие контрольно-пропускных пунктов с освобождением Гилада Шалита. Тогда Салах Бардауиль, возглавляющий хамасовских переговорщиков, припугнул, что «неофициальное перемирие закончится вместе с переговорами в Каире».
На что рассчитывает ХАМАС? На то, что Израиль заинтересован в скорейшем заключении перемирия и быстром освобождении Шалита из-за приближающихся выборов. Ципи Ливни кровь из носу нужна хоть какая-то "победа". А какой ценой - неважно. Вопрос лишь в том, надо ли это Эхуду Ольмерту? Кроме того, на быстрейшем открытии КПП настаивают и Соединенные Штаты, и Евросоюз. Но и их позиции весьма шатки. ХАМАС наметил стратегию, от которой не намерен отказываться - вооружаться и продолжать наращивать военную мощь.
«Ни тотальная блокада, ни авианосцы, ни самолеты не смогут помешать нам вооружить сектор Газа и Западный берег реки Иордан», - заявил от имени группировки Усама Хамдан. Попутно он выставил и условия для возобновления переговоров о "внутрипалестинском единстве" - ФАТХ должен прекратить всякие контакты с Израилем. Хамдан, конечно, может говорить все, что угодно, отсиживаясь в Ливане. Как и Машаль, уютно устроившийся в Дамаске. В отличие от Хании и аз-Захара, вынужденных уйти в подполье. Но пока иранские деньги распределяют машали, прислушиваются все-таки к их голосу.
Ни Соединенным Штатам, ни европейской "словоте" противопоставить нечего. Американский посол в ООН Сюзан Райс заявила при вручении верительных грамот Пан Ги Муну, что Вашингтон готов к прямым переговорам с Ираном, но при условии, что Тегеран выполнит предъявляемые ему требования. Европейцы готовы и без условий. На экстренной встрече министров иностранных дел стран Евросоюза, Египта, Иордании, Турции и... палестинской автономии было решено установить контакты с Ираном и Сирией «как можно быстрей».
Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер тоже считает, что альянс должен «активно сотрудничать с Ираном в деле обеспечения мира и безопасности в регионе». Как и новый директор Национальной службы разведки США Дэнис Блэр, у которого несколько иные приоритеты - «взаимные интересы». Тегеран лишь потирает руки, глядя на эту тщетную дипломатическую возню. «Иран готов к переговорам с США и его союзниками, но лишь после того, как они выведут все свои войска из Афганистана и Ирака», - сообщил пресс-секретарь иранского президента Альакбар Джаванфекр.
Что заставило Запад пойти на такое унижение? «Иранскую атомную программу теперь не остановить, - пояснил председатель комииссии Конгресса по разведке Питер Хоэкстра в интервью новостному агентству "Newsmax". - Не исключено, что Исламская республика станет ядерной державой уже в этом году. И, судя по всему, не остановится перед тем, чтобы, когда потребуется, применить это смертоносное оружие».
Это уже не треплинг. Стало быть, последний шанс - договориться. Или попытаться сговориться?
«Еврейский меридиан»