Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Как выяснилось, для многих совсем не очевиден тот факт, что Оранжевое Движение Израиля не является правым израильским движением. Как впрочем не является оно и левым, светским или религиозным. Мне это казалось столь очевидным, что я не стал вчера раскрывать тему подробно. Однако многочисленные недоумённые вопросы и даже одна бурная дискуссия, в которой меня заподозрили в апологетике партии "Кадима" и в том, что мой мозг съеден, вынуждают меня вернуться к вопросу подробнее.

Во-первых, по поводу "Кадимы". У партии "Кадима", насколько я понимаю официально вообще нет никакой идеологии. Об этом довольно чётко в своё время высказался один из её деятелей Меир Шитрит, заявив что-то типа: "Мы, мол, не для идеологии собрались, а для власти..." Поэтому мне даже как-то непонятно что за наезд странный такой в мою сторону был. 

Теперь, собственно, по поводу Оранжевого движения. Как такового, его пока не существует, не сформировалось ещё. Поэтому несколько преждевременно может быть его описывать, используя глаголы совершенного времени. Я лучше скажу, каким бы я хотел видеть Оранжевое движение Израиля. (Кстати, оно не имеет ни малейшей связи ни с английским средневековым оранжизмом, ни с грузинским, ни с украинским. В 2005-ом году, оранжевый флаг местного совета Гуш Катифа стал символом сопротивления аморальному, преступному, антидемократическому  и антинациональному режиму шароновской клики. От него и появился наш местный термин.)

Хотя Оранжевое движение появилось как форма протеста против произвола властей, претензии у него куда больше. Это совсем не ещё одна организация против очередной уступки врагу, это попытка сформировать широкое общенациональное, даже всеизраильское (включая не только еврейское население страны) движение, задача которого - коренным образом поменять существующие сегодня в стране общественные парадигмы сознания.

По сути своего возникновения - в момент протеста против шароновской программы "Размежевания", Оранжевое движение Израиля, естественным образом размежевалось с израильской левой.  К слову, термины "левый" и "правый" в Израиле обладают собственной спецификой, достаточно отличной от, скажем, того, что под ними подразумевают в Европе или в России. Это отдельный вопорос, стоящий особого разговора.

Так или иначе, антинациональная состовляющая нынешних левых движений Израиля столь сильна, что во время "Размежевания" она преобладала над другими, например, заботой о правах человека, и потому левые Израиля поддержали ненавидимого ими прежде Ариэля Шарона в его деятельности по уничтожению еврейских поселенческих анклавов. Оказавшись таким образом, максимально далеко от базовых принципов Оранжевого движения, включающих в себя как защиту прав человека вообще, так и прав евреев в частности (впрочем, и арабов, как выяснилось тоже, ибо больше всех от программы "Размежевания" пострадали именно потомки Ишмаэля).

Гораздо менее очевидным для тех, кто считает себя носителем Оранжевой идеологии стала несовместность движения с многими устоявшимися парадигмами на правом фланге. Без поспешных обобщений, надо признать, что на протяжении многих лет, для большинства израильских правых была не очевидна необходимость учета таких понятий как права человека при защите национальных  интересов. Понятно, что на войне как на войне. А когда имеешь дело с подлым абсолютно аморальным врагом, использующим детей смертников, выращивающим целое поколение народа в моральном уродстве, очень трудно оставаться приверженцем "Женевской конвенции" и других абстрактных рецептов, придуманных добродушными и беззаботными европейскими бюргерами. 

Однако, полное пренебрежение этими ценностями тяжело отозвалось именно на национальных интересах, когда бессовестный и беспринципный голем Ариэля Шарона, наводящий прежде ужас на врагов Израиля, восстал против своих же, ведомый опытными кукловодами, "нашедшими у него кнопку"... Машина полицейского произвола, годами оттачивавшая свою безнаказанность на террористах и сочуствующих им, обрушилась всей мощью на поселенцев и других противников режима "Размежеванием" и "Амоной". И не было у нации надёжных механизмов защиты против могучего аппарата подавления.

Вина в этом лежит, конечно, не только на правых, давно махнувших рукой на права человека, но и на левых, забывших в радостном экстазе от унижения давних противников, что бульдозер может опять повернуть и на следующем этапе смять их точно так же... Не только может. Именно так во все времена и поступала в любом государстве карательная машина, лишённая тормозов общественного контроля.

Поэтому, задачей Оранжевого движения, как я его вижу, является не только, да и не столько сопротивление текущему разбазариванию еврейского государства случайными нуворишами, калифами на час, вскарабкивающимися на вершину пирамиды власти с одной лишь целью - урвать в распродаже страны кусок по больше именно для себя и своего клана, сколько выстраивание на руинах идеологий разных лагерей нового синтеза лучших из идей и принципов со всех сторон.

И здесь, как я вижу, предстоит болезненный процесс размежевания Оранжевого Движения с теми, кто считал себя его рьянным сторонником, но по сути страдал той или иной формой узколобой ксенофобии или другими проблемами ограниченного и косного мышления. Речь идёт не о носителях той или иной идеологии, а скорее об отдельных представителях, духовных люмпенах, прикрывающих свои отрицательные склонности сомнительной интерпретацией тех или иных авторитетов.

Похожее разграничение Оранжевому движение предстоит сделать и в другой плоскости - на границе религиозных и светских. И хотя изначально, в отличие от политической сферы, движение впитало в себя представителей обоих лагерей, и здесь обе концепции страдают от закостенелых и устаревших парадигм, мешающих развитию нации. Пожалуй, удачнее всего терминология, внедряемая представителями "Еврейского руководства": вместо "религиозных" и "светских" - "эмуним" - одухотворённые, носители духа...

Очевидно, вопросов в предстоящем формировании нового движения куда больше, чем позволяет формат короткой заметки. Очередной попыткой приблизиться к сути станет весенний семинар в Нокдим. Куда и приглашаются все имеющие мнение по теме или желающие услышать мнение других.

Напоследок. Не могу не заметить, что единственным инструментальным приложением для Оранжевой идеологии я считаю существующую сегодня в Израиле партию Ликуд - партию, отражающую самые разные группы израильского общества, по сути, являющуюся слепком и отражением нации в самом широком смысле. И кроме того, базирующуюся на хоть и размытой и полустёртой, но всё же сионистской идеологии Зеева Жаботинского, который, пожалуй ближе всего сформулировал оранжевую идею национальных, либеральных и демократических принципов. Хотя конечно же, Оранжевое движение гораздо шире партии. Но партия - это политический инструмент. И в сегодняшнем наборе партий Израиля, Ликуд кажется мне самым подходящим по сути к построению оранжевых идей, поскольку его базовые идеи кажутся мне самыми близкими к оранжевым. И, кстати, деятельность "Еврейского руководства" безусловно является положительной именно в ключе постепенного превращения Ликуда в партию, осуществляющую оранжевую доктрину своего основателя Зеева Жаботинского.

Фото Лев Левинсон