Вследствие арабского вторжения на Землю Израиля в 1948 году в этом районе возникла проблема беженцев.
В результате этой войны 650 тысяч арабов покинули Страну (некоторые утверждают, что число покинувших страну арабов было 810 тысяч) – среди прочего, по призыву своих лидеров. Параллельно были изгнаны миллион евреев из мусульманских стран, из которых на Землю Израиля прибыло 650 тысяч. Несмотря на симметрию, в то время, как арабы постоянно настаивали на своих требованиях возвращения в свои дома и получения компенсаций за выселение и изгнание, о правах еврейских беженцев из исламских стран никто не беспокоился.
«Палестинская проблема», как её нынче принято называть, непомерно усугубилась с 1967 года. Однако, в отличие от того, как принято думать, суверенный Израиль не несёт ответственности за то усиление явления. Под опекой Главного комиссара по делам беженцев ООН находится свыше 10 млн. «палестинских беженцев". Это – самые старые беженцы в мире, потому что их статус не изменяется и они "передают по наследству" права беженцев детям и остаются записанными беженцами даже после смерти. «Палестинцы» получают такие права и обслуживание, каких не получает ни один беженец в мире, и число их возрастает от года к году.
Любой прочий беженец, где бы он ни был, в момент получения гражданства в каком-либо государстве, перестаёт получать помощь от УНРА. «Палестинские беженцы» - совсем другое дело, они обладают совершенно особым статусом! Даже получая гражданство в какой-либо стране, они в глазах ООН продолжают оставаться «беженцами», которым полагается помогать, о которых полагается заботиться. Вот такие «вечные беженцы»! Фонд УНРА обслуживает их – и в области здравоохранения, и в экономической и в социальной областях, а от стран, членов ООН – включая государство Израиль! – требуется делать вклады в этот фонд, который передаёт эти средства «палестинским беженцам».
Так, например, в 2007 году «палестинским беженцам» было передано 496, 8 млн. долларов. В УНРА имеется 31 тысяча сотрудников, из которых 25 тысяч обслуживают упомянутых «беженцев», и только 6300 из них работают ради остальных беженцев в мире.
Найдутся такие, которые будут утверждать, что на деле ни существует никакой симметрии между изгнанными «палестинцами» и еврейскими беженцами, изгнанными из арабских стран, поскольку последние были интегрированы тут, в Израиле, а стало быть, вышли из статуса беженцев. Их интеграция в Израиле не стирает факта, что они были изгнаны, подобно тому, как остается статус депортированных во время Катастрофы и их право на получение компенсаций из Германии.
В отношении УНРА можно сказать ещё кое-что: нельзя раздавать поощрительные премии арабским странам, которые не соизволили принять и обустроить своих братьев. (Кроме Иордании, где ныне числятся 2 млн. «палестинских беженцев", фактически Иордания расположена на территории исторической подмандатной «Палестины», которая (вопреки условиям мандата! – прим.перев.) была поделена Британией на… Иорданию и «Палестину»?!
Гол в свои ворота в Кемп-Дэвиде
Сама ООН признаёт беженцами евреев, изгнанных из исламских стран, так что в соответствии с международными законами, они до сих пор беженцы. Верховный комиссарь ООН по делам беженцев признал, что исход евреев из арабских стран в государство Израиль произошёл вследствие издания дискриминационных законов и определения сионизма как преступления, создания невыносимых условий для евреев в этих странах. На права этих беженцев нет срока давности.
Выясняется, что и в международных резолюциях, принятых в тех пор в ООН, евреи из мусульманских стран, воспринимаются как беженцы – так, к примеру, в резолюции Совбеза за № 242 речь идёт и о «палестинских», и о еврейских беженцах из мусульманских стран. Так же и в договорах между Израилем и Египтом и между Израилем и Иорданией формулировка «беженцы» относится к населению обеих сторон. Более того: в резолюции № 242 упоминается необходимость решить «проблему беженцев» в рамках мирного соглашения. Тогда потерпела провал советская попытка ограничить упомянутое определение только «арабскими беженцами».
Справедливость обязывает напомнить, что министры иностранных дел Израиля не разподнимали тему еврейских беженцев на Ближнем Востоке. Вместе с тем они никогда не делали заявлений в чёткой и недвусмысленной форме, как это сделал в Кнессете весной 1975 года депутат Мордехай Бен-Порат. Он определил эту тему как «легитимные права евреев из арабских стран» и этим выдвинул контрутверждение «легитимным правам палестинцев». В свое время такая позиция была подвергнута нападкам на том основании, что она, якобы, может вернуться к нам этаким бумерангом, если только будет представлена международному сообществу. То есть: она может привести к утверждению "легитимных прав палестинцев».
Есть историческая ирония в том, что Израиль игнорирует права евреев, выходцев из арабских стран, а между тем в Кемп-Дэвиде признали «легитимные права палестинцев», но при этом даже вообще не обсуждались легитимные права евреев из арабских стран. И что ещё серьёзней: их представители не принимали участия в переговорах. Это явилось ярким примером разрыва в политическом представительстве. Это нанесло ущерб и сказалось на результатах переговоров.
Колонизаторы уже 2500 лет
Мы не раз слышали обвинения, что Израиль - нечто чужеродное на Ближнем Востоке, что сионизм – это колониализм евреев из Европы. По этой причине упорство в отстаивании прав еврейских беженцев – это самый лучший контрдовод утверждениям о «чужеродном теле»: подчёркивается тот факт, что евреи арабских стран – органичная часть обитателей Ближнего Востока, как ныне, так и в прошлом. Часть из них даже проживала на территориях, где сейчас находятся арабские государства, в течение 2500 лет. Другими словами, они поселились там ещё до того, как эти страны прошли процесс арабизации и исламизации. Так что, после столь длительного пребывания на этих землях у изгнанников нет никаких прав?
В своей речи на заседании ООН 10 октября 1977 Моше Даян произнёс речь, где сказал следующее: «При каждом обсуждении вопроса компенсаций беженцам Израиль будет поднимать вопрос о компенсации еврейским беженцам из арабских стран, и будет настаивать, чтобы все права на имущество и права нынешних наследников были включены в рамки окончательных мирных соглашений». Даян также настаивал на том, что это утверждение будет включено в рабочий документ от октября 1977 года: «Не раз слышались утверждения, что беженцам не положена территория, с юридической точки зрения. Если так, к чему напоминать о прошлом? Получат ли евреи их арабских стран обратно свои земли и своё имущество?»
Есть немалая доля самообмана в этом утверждении: арабские правительства с завидным постоянством требуют вернуть арабских беженцев в их дома, тогда как израильское правительство не выступает постоянно с похожими требованиями.
Ключ на крыше
Обращения различных организаций в БАГАЦ не помогли, поскольку БАГАЦ всегда утверждал, что он не может вмешиваться в вопросы внешней политики, не может принудить государство Израиль бороться в политическом вопросе еврейских беженцев из арабских стран.
Видно, самый подходящий способ борьбы – поднять вопрос в международном суде в Гааге, не в БАГАЦе. У государства Израиль есть и право, и ответственность представлять евреев из мусульманских стран, потому что именно Израиль принял их. Против палестинского требования "права на возвращение", Израиль обязан напомнить,что причинили арабские государства евреям, потребовать компенсацию за их моральный и материальный ущерб.
Билл Клинтон, в бытность президентом США, предложил основать международный фонд, который бы занялся в порядке взаимности правами еврейских беженцев, изгнанных из мусульманских стран, а также требованиями палестинских беженцев. Приход к власти в США Барака Хусейна Обамы обязывает новое правительство, созданное в Израиле,воспользоваться этим специфическим моментом и потребовать немедленного решения этой проблемы.
Палестинскому нарративу, говорящему о "накбе», следует противопоставить напоминание об еврейских беженцах из мусульманских стран, которые пережили "накбу" в странах, где они родились.
Например, наши родители репатриировались из Багдада в апреле 1950 года. Мы покинули Ирак до массовой алии, после того, как наш папа был освобождён из заключения за сионистскую деятельность. Семья воспользовалась этим обстоятельством и попросту бежала в Иран, а оттуда – в Израиль. Наша мама рассказывает, что семья покинула дом в пасхальную ночь 5710г., бросив ключ на крышу дома. Мы, как дети беженцев, требуем обеспечения наших прав и на компенсацию за ключ, который остался на крыше нашего дома.
Фарhуд (по арабски - погром, резня)
Нацистские бесчинства по отношению к евреям Багдада в 1941 году. Убийство моих дядей Нури и Авраама
Мы росли «детьми независимости», имена Герцля и Бальфура, год рождения 1948, деятельность нашего папы в сионистском подполье Ирака – всё это укрепляло в нас чувство, что мы родились вместе с сионизмом, вместе с возрождающимся государством Израиль. Только в 1977 году, когда мне было 29 лет, в свет вышла книга историка Авраама Тойна, который документально описал в 6 томах историю евреев Вавилона-Ирака. В шестом томе, вышедшем в свет в том же 1977 году, Тойна описывает еврейский погром в Багдаде в 1941 году, который назвали «фарhуд». Из того, что мы прочли, мы с изумлением раскрыли семейную тайну, которую от нас скрывали. Два старших брата нашей мамы, Нури и Авраам Хабаша (да отомстит Вс-вышний за кровь праведников!), были убиты во время этих ужасных бесчинств.
В 1941 году в Ираке к власти пришёл нацистский режим. Рашид Али аль-Килани, близкий к нацистам Германии, совершил военный переворот и сверг королевскую династию. В праздник Шавуот 1941 года, им только-только исполнилось 20 лет, оба брата нашей мамы пошли навестить дедушку, хахама Циона Хабашу. Массы, подстрекаемые и жаждущие крови, излили в тот день свою ярость на сотни евреев. Это была ужасная резня. Нури и Авраам были тяжело ранены. Элиягу Хейк видел их валявшихся в луже крови и сообщил об этом.
Когда дошла горькая весть до нашего дедушки Ицхака Хабаша, он 7 лет страдал и горевал, был на пороге утраты веры. Когда у его дочери родились близнецы, к нему пришли мудрецы и сказали ему: «Хахам Ицхак, миновала неделя траура, семь лет. Ты получил двоих взамен двоих. Это компенсация с Небес». Так дедушка вернулся к вере.
("Макор ришон" 8.04.09)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ