Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В нашей семье издавна хранилась страшная тайна, которую от нас, детей, тщательно скрывали. Но, поскольку, тайное, так или иначе, становится явным, она, просачиваясь оговорками взрослых и постепенно обрастая в нашем сознании каким-то детективным шармом, стала складываться в более-менее связную историю. А получилась она такой.

Почти сто лет назад, еще до Первой мировой, дедушка наш, тогда совсем молодой владелец галантерейного магазина в Екатеринославе, купил совместно с братьями землю в Палестине. Насколько я сейчас понимаю, кое-что прочитав, в то время среди екатеринославской общины проводилась мивца, мероприятие, организованное дедушкиным земляком М.Усышкиным, одним из лидеров сионизма, энтузиастом выкупа земель для поселения евреев в Палестине. Братья даже специально съездили в Лондон оформлять покупку через какую-то компанию, занимавшуюся посредничеством. Но переселиться в Палестину и осесть на приобретенной земле им не удалось. Пока то да сё, началась мировая бойня, которая, согласно ленинским тезисам, через кровавую революцию трансформировалась в мясорубку гражданскую. И дедушка, и оба его брата в ней погибли. Один - в красных отрядах, в степях под Херсоном, другой - в армии батьки Махно, выбивая белых из Екатеринослава, а сам дедушка был зарублен петлюровцами во время погрома.

Но купчие бумаги, похоже, в семье хранились еще долго, и прятала их папина двоюродная сестра, женщина хозяйственная, практичная и лишенная какой бы то ни было романтики. Ее сын, мой троюродный брат, как-то поделился со мной, что еще перед Отечественной войной он, маленьким ребенком, вроде бы видел эти бумаги.

И вот, в начале 90-х, когда мы нежданно-негаданно для себя оказались гражданами страны, которую вряд ли бы сознательно выбрали для жительства, и призыв "Надо ехать!" из анекдота превратился в жизненную необходимость, та самая тетушка, 90-летняя, одинокая, совершила с моей семьей алию, чтобы через два года упокоиться в Святом Иерусалиме. Я все пыталась разузнать у нее про наше израильское «наследство», про тот участок земли, который в сионистском порыве выкупили ее отец с братьями. Старуху эти вопросы раздражали, она нервничала, говорила, что ничего не знает, никогда не слышала про покупку. Но однажды, незадолго до смерти, прочитав в русскоязычной газете какой-то материал (а она, полуслепая, все же целыми днями читала) о судьбе невостребованной недвижимости, купленной в Эрец Исраэль сионистами Европы и России, сгоревшими в пожарах мировых войн и революций первой половины ХХ века, вдруг сама заговорила о наследстве трех братьев. По ее словам, бумаги действительно были у нее но в конце 30-х, опасаясь обыска НКВД (ее покойный муж был начальником среднего звена в госучреждении), она эти бумаги сожгла.

Я и до этого понимала иллюзорность возможности разыскать дедовский участок. А убедившись, что бумаги о покупке не сохранились и бесполезно что-либо искать в архивах, не зная точно ни даты покупки, ни месторасположения участка, ни даже записанной в исчезнувшей купчей на каком-то иностранном языке (английском? иврите? турецком?) транскрипции имен покупателей, мы с родственниками утешились сознанием того, что наши предки внесли свой посильный вклад в общее дело построения сионизма в одной отдельно взятой еврейской стране...

А потом я узнала, что невостребованные участки давних покупателей, вроде моего деда и его братьев, сконцентрированы в Израильском национальном фонде ("Керен кайемет ле-Исраэль").

Недоброй памяти летом 2005 года правительство Шарона утвердило рекомендации комиссии под председательством Гадиша, которая была сформирована по инициативе тогдашнего министра промышленности, труда и торговли Эхуда Ольмерта. Проект реформы Гадиша предусматривал, что владение государственными землями перейдет в частные руки, а каждый гражданин Израиля сможет приобрести полные права собственности на тот или иной участок земли или дом. При этом "Керен кайемет", владевший примерно 13% земель, в основном, в населенных пунктах в центре Страны, обменяется с государством на земли в Негеве и Галилее.

Реформа начала раскручиваться под оглушавший страну грохот погрома и депортации евреев из Газы и не привлекла к себе особого внимания. И пока суд да дело, завершение ее досталось нынешнему правительству. Между тем, остались неясными многие вопросы. Например, будет ли продаваться земля, выкупленная когда-то сионистами, вроде моего деда, для поселения евреев и переданная из "Керен кайемет" государству, нееврейским, а, если - конкретнее, арабским гражданам Израиля? У нас же демократия, равноправие!

Около месяца назад судья Иерусалимского окружного суда принял решение рассмотреть обращение члена руководства "Керен кайемет", представителя партии Ихуд Леуми Ури Банка, требующего вынести временное судебное постановление о том, что одобрение руководством фонда соглашения с государством по обмену земель является незаконным. Ури Банк потребовал также издать временное судебное постановление, запрещающее руководству Земельного фонда принимать какие-либо шаги по продвижению этого решения. Банка представляет адвокат "Юридического форума в защиту Эрец-Исраэль" Ицхак Бам... Истцы подчеркнули в своем обращении, что "Земельный фонд Израиля владеет участками, приобретенными когда-то на пожертвования множества евреев, собиравших по копейке сумму, необходимую для покупки земли, на которой будет построено еврейское государство. Поэтому Фонд ответственен за эти земли перед еврейским народом и обязан распоряжаться ими в соответствии с теми целями, ради которых они в свое время были приобретены". (http://www.7kanal.com/news.php3?id=263905 ).

Насколько я понимаю, вопрос до сих пор не решен. Но правительство Нетаньягу, используя существующее на данный момент коалиционное преимущество, продемонстрированное им при принятии бюджета, стремится форсировать и принятие закона о реформе Земельного фонда. Правительство разъясняет, что благодаря реформе каждый гражданин Израиля сможет приобрести земельный участок без излишних проволочек, нервотрепки и использовать его по своему усмотрению во веки вечные и т.д. Но у этой бодрой саморекламы имеются и оппоненты. Так, например, член коалиционной фракции Авода Шели Яхимович, а также ряд правозащитных организаций считают, что "Новый закон безвозвратно лишит израильтян их зачастую единственного имущества. Частная собственность раз и навсегда уплывет в руки небольшой кучки богатеев, которые и так могут позволить себе купить лучшие земли в самых престижных районах страны, а у государства не будет никакой возможности повлиять на этот процесс..." Еще одним поводом для беспокойства противников реформы являются опасения, что торговля землей, главным национальным достоянием Израиля, попирает принципы сионизма, на которых покоятся идеологическое основы страны.

Но и на это у правящей коалиции есть готовый ответ. Кармель Шама, уполномоченный правящей коалицией подготовить законодательную инициативу и провести ее в Кнессете, убежден, что сионизм – это не форма собственности на землю, а просвещение. Он считает самым плохим то, что для подрастающего поколения Бен Гурион – это только аэропорт, а Стена Плача – лишь одна из многих достопримечательностей, и полагает, что без знания истории и традиций у нации нет будущего. Опасения, что земельная реформа позволит врагам приобретать земельные угодья Израиля, Шама отметает как абсолютно беспочвенные и заверяет, что новый законопроект предусматривает строгий механизм контроля, одобренный правоохранительными органами и спецслужбами. Несмотря на яростное сопротивление оппозиции, в минувший понедельник проект реформы был утвержден специально созданной для этой цели парламентской комиссией, а на следующей неделе правительство планирует вынести его на обсуждение всего депутатского корпуса. (http://newsru.co.il/israel/16jul2009/reforma456.html).

Я не вижу в этом ничего, кроме демагогического противопоставления Иерусалима земного Иерусалиму небесному. Интересно, а дедушка господина Шамы оплачивал своими кровными землю в Эрец Исраэль? Для того чтобы не замеченный на сегодня ни в чем криминальном араб, чьи потомки попали в Эрец Исраэль в прошлом веке, смог на саудовские деньги откупить у еврейского государства еврейскую землю, когда-то выкупленную дедушкой у турецких властей?

Понимаете, мне, как и многим, наверно, большинству репатриантов, доводилось услышать, особенно, по приезде, сакраментальное, презрительное "Кама зман ат ба-арец?" ("Сколько лет ты в Стране?"). А ведь могла бы, наверно, ответить, гордым: "Меа шаним!" ("Сто лет"), ибо дедушка, даже, не задумываясь о моем будущем бытие, задолго до него, обеспечил мое незримое присутствие на Земле Израиля. Но где там! Наша постсионистская элита, эти правящие принцы и принцессы, а также примкнувшие к ним ополченцы из "наших" видят в Земле Израиля, чтобы там ни говорил Шама, прежде всего, недвижимость, но недвижимость свою, принадлежащую им по неформально-феодальному «праву», даже без всякой скупки, которой так опасается Шели Яхимович. Дешево и сердито! Иначе, откуда бы взялась такая легкость при обсуждении "территориальных уступок", "передислокаций" и "односторонних отделений"? А, ведь, цену неразрывной связи Иерусалима земного с Иерусалимом небесным установил еще давным-давно царь Давид своим известным каждому "Если забуду тебя Иерусалим, да онемеет десница моя!" ... И, разве это касается только Иерусалима, а не всей Эрец Исраэль?

Но незабвение Земли не приходит само по себе, для него требуется воля. Не та "вольному - воля", которая, на самом деле, безмозгло хиппующая анархия, разъедающая сегодня цивилизованный мир, а та воля, которая - концентрированное стремление к цели, которая была, скажем, у того же сиониста Усышкина и пошедших за ним.

Но пока что, видать, настали дни иные, когда, скажем, Сохнут - организация, созданная для решения практических проблем еврейской алии в Эрец Исраэль, вдруг устами новоиспеченного лидера, в свое время – шумного борца за выезд евреев из СССР, заявляет о том, что главной целью его становится развитие галутных общин. Приехали! - одним словом! Поезд отправляют на запасный путь, в депо... А то, что мы - мирные люди, нам и так уже долдонят уже не один десяток лет… Одна радость, что это доходит лишь до клиентуры газеты для «мыслящих людей»!

Иерусалим, 19 июля 2009 г.