(18.09-09) Вчера СМИ Израиля рассказали о необычном и благородном поступке учеников, расположенной на Хевронском нагорье ешивы "Маале Хевер", ставших невольными свидетелями события, всколыхнувшего всю страну. Речь идет о произошедшей в минувшее воскресенье авиакатастрофе, в результате которой трагически погиб летчик израильских ВВС Асаф Рамон.
Отец Асафа, легендарный первый израильский космонавт Илан Рамон, погиб в ходе космического полета, вместе со всем экипажем шаттла «Колумбия» шесть лет назад, 1 февраля 2003 года.
Студенты йешивы в момент катастрофы пилотируемого Асафом Рамоном самолета F-16 успели снять на мобильные телефоны падение истребителя, разбившегося примерно в километре от ешивы.
По вполне понятным причинам, израильские СМИ немедленно предложили учащимся десятки тысяч шекелей в обмен на «сенсационные фотографии». Однако учащиеся ешивы отказались продавать их, заявив, что тем самым они проявили бы неуважение к погибшему.
В этот день всех учеников ешивы собрал для совещания глава учебного заведения раввин Амихай Хазан, который объяснил своим ученикам, что смерть человека не может быть поводом для наживы и что они не должны осквернять память о летчике торговлей снимками с места его гибели.
Сделанные фотографии, тем не менее, были переданы учащимися ЦАХАЛу и семье погибшего. В самом заведении был проведен урок Торы в память о летчике.
Комментарий
В ешиве "Маале Хевер", скорее всего, не учатся дети миллионеров. Тем загадочнее и необычнее, для предложивших немалые деньги молодым людям СМИ, поведение религиозных учащихся.
Между тем восхищение и изумление израильской прессы их поступком, у самих учащихся, скорее всего, вызвало лишь улыбку. Ибо израильские СМИ столкнулись с реакцией, органически свойственной еврейскому религиозному миру, в котором поведение учеников йешивы вряд ли бы привлекло внимание и вряд ли вызвало бы даже легкое удивление. Подобное отношение попросту само собой разумеющаяся норма в среде людей, которые, в частности, приходя на кладбище, согласно еврейскому закону, прячут внутрь одежды обычно «выглядывающие» наружу, кисти малого талита (цициет), чтобы «не обижать мертвых, которые не могут исполнить заповедь ношения талита».
Следует также отметить, что принятые в светском обществе, в том числе и в Израиле, нормы морали очень часто практически буквально совпадают с законами Торы. При том, что те, кто придерживаются этих норм, либо игнорируют их источник, либо попросту не догадываются о нем.
Между тем, уже моральные «тонкости», подобные вышеописанной ситуации, как правило, остаются за рамками общепринятых в светском мире «набора добродетелей». И действительно с точки зрения «нормального» светского человека, - нет никому никакого ущерба в выгодной сделке по продаже уникальных фотографий с места трагических событий. Погибшему, с точки зрения такого подхода, уже все равно, а вот невольному свидетелю, в результате, – явная выгода и материальное подспорье!
Ущерб памяти погибшему, неуважение к нему, - в наше «сверх-деловое» время это уже слишком тонкие материи, чтобы их учитывать, когда речь идет о солидном денежном куше. С точки зрения такой «приблизительной», огрубленной морали, - ничего плохого при этом не происходит: ведь нормы закона соблюдены, никто уже не пострадает, всем выгодно, что называется, win-win.
И здесь выступает весьма «тонкое» отличие религиозного еврейского мира от мира светского. Это отличие заключается как раз именно в обертонах, в неких тонких материях, в некоей едва заметной «издалека» окраске в благородные тона повседневной жизни человека, живущего по еврейским законам. Речь идет о БЕСЧИСЛЕННОМ количестве малоразличимых, но принципиальных отличий, которые, что называется, приподымают повседневную жизнь «над землей», не давая человеку полностью зациклиться лишь на самом себе, на достижении всемерно превозносимого современным Западным обществом личного благополучия и успеха. Любой ценой или почти любой ценой.
В естественной и сказочно богатой творческими возможностями и возможностями для человеческого роста и воздействия на окружающий мир дихотомии коллективного и индивидуального каждая из этих сторон человеческого существования необходима и легитимна. Патология, однако, неизбежно начинается тогда, когда «индивидуальная часть» человеческого существования заслоняет и вовсе отрицает «коллективную часть», без которой гармоничное духовное существование также невозможно, как и в обратном случае тотального и тоталитарного подавления индивидуальной составляющей части человеческого существования.
Особенность современной ситуации состоит в том, что с падением Берлинской стены примерно 20 лет назад закончилась глобальная борьба двух мировоззренческих лагерей: западного и восточного блоков. И началась эпоха махрового, дикого индивидуализма, в основе которого принципиальное решение индивидуума жить только для себя и ради себя. Эта эпоха породила вместе с собой целую культуру, основой которой, соответственно, стало самолюбование и приглашение к любованию собой других. Какое либо упоминание о коллективной, социальной составляющей человеческого бытия стало пугалом и посмешищем, признаком «седой старины».
Эта тенденция стала основой духовного развития европейской культуры в последние 20 лет, включая США. И Израиль, в значительной степени также принадлежащий к европейкой культуре, не мог не воспринять данную тенденцию.
С точки зрения такого дикого индивидуализма, поступок учеников ешивы - глупый, наивный и смешной. Поступок «фраеров» (термин, имеющий в Израиле специфический смысл. А именно: тот, кто позволяет себя облапошить, или упускает явную выгоду). И действительно, смешно: у человека была возможность заработать денег и он этого не сделал…
Подобные нормы поведения, вообще подобное отношение к жизни, теоретически допускающее, что человек возьмет и откажется что-либо бесплатно (и безнаказанно) получить (тем более деньги) – является удивительным для «нормального последовательного индивидуалиста».
Между тем они являются неотъемлемой частью жизни человека по настоящему (а не только по одежде) религиозного. Такому человеку не придет даже в голову, что можно хорошо нажиться на продаже свинины, на обмане других людей и т.д. и т.п.
Еврейскому миру свойственна, таким образом, особая внутренняя дисциплина, которая не позволяет любой ценой достигать выгоды, личного благополучия и других вполне легитимных и хороших целей…
Это проявляется, опять таки, во многих «мелочах». В религиозных районах городов Израиля в субботу авторам данного материала не раз и не два доводилось видеть лежащие на земле деньги (!) иногда немалые, которые кто-либо, обнаружив у себя после наступления Шаббата, выкладывал из кармана, твердо зная (так и происходит), что после его окончания сможет вернуться и забрать их назад. И т. д. и т. п.
При этом ни малейшего презрения к деньгам и гусарства у людей, не прикасающихся к лежащим на земле деньгам, нет и в помине. Все дело в правильно выстроенных внутренних ориентирах, указывающих стремлению к выгоде и благополучию, - его естественное и правильное место в душе человека.
Перспективы
Следует отметить, что поступки самого высокого порядка - отнюдь не единичные случаи в Израиле. И лишь часть из них становится объектом внимания прессы. Так, например, совсем недавно израильское радио рассказало о действующей в Холоне вполне неформальной группе благополучных молодых людей 20-30 лет, сотрудников израильского хайтека, которые постепенно, в течение 7 лет, организовавшись, - проводят операции "благотворительного спецназа", очень похожие по технике подготовки на описанную нами на днях историю с вызволением (http://evrey.com/sitep/analysis/arkhiv.php3?menu=09-09/16.htm) из палестинского плена гражданки США. К слову сказать, исполнители той операции наотрез отказались от предложенного родственниками женщины вознаграждения.
Молодые ребята, у которых есть, видимо и свои семьи, и которым явно есть чем еще заняться в жизни, имея для этого соответствующие возможности, - находят силы, время и душевное тепло для других людей. Они самостоятельно ищут и находят серьезно нуждающиеся семьи и отдельных людей, и два раза в год – на Рош а-Шана и в Песах переводят им деньги, обеспечивающие жизнь этим людям на целый месяц. Давая таким образом тем, кому они помогают, спокойно и достойно подготовиться к праздникам. Одна из женщин, мать троих детей, в одиночку зарабатывающая на нужды семьи, совершенно неожиданно для себя подвергшаяся такой «спецоперации» буквально позавчера, едва ли не со слезами на глазах рассказывала об этом корреспонденту израильского радио. Сами же жертвователи в беседе с журналистами отказались полностью назвать себя, ограничившись лишь именами, оставшись, таким образом, анонимными.
Их действия, также как и поступок учеников ешивы "Маале Хевер", не бездумно, а сознательно и умно отказавшихся от больших денег из «еще больших» принципиальных соображений, представляет, с нашей точки зрения, Красивый Израиль.
Перед наступлением Рош а-Шана (http://evrey.com/sitep/rosh/index.php3?menu=index1.htm) нам всем очень важно знать и помнить, что существует этот Красивый Израиль. Мы - один народ, и в эти дни, когда определяется судьба евреев на целый год, нас судят на Небесах и индивидуально, и в целом, как народ Израиля… А поэтому нам ОЧЕНЬ важно искать, находить и видеть хорошие, высокие, благородные поступки у себя и у других. Это поможет сейчас каждому, и с Б-жьей помощью, улучшит приговор Небес ВСЕМУ еврейскому народу на будущий год.
Материал сайта www.evrey.com