Уже невозможно более 5 минут слушать радио без того, чтобы кто-то там в студии не вздохнул тяжело и не сказал что-то о том, что переговоры с «палестинцами» застопорились, что они застыли на точке замерзания, в тупике, что имеет место топтание на месте – и прочая, и прочая, и прочая… На деле, дорогие друзья, нет никакого застоя, нет и топтания. Переговоры между Израилем и «палестинцами» идут полным ходом. Вот уже много лет они не были настолько энергичными и существенными, даже во дни Ольмерта. Верно, обе стороны не сидят за беседами лицом к лицу, нет встреч, и даже полунамёка на встречи. Но есть переговоры и переговоры.
Они ведутся при свете дня с широким освещением. Цитаты из их протоколов публикуются в СМИ с согласия участников. Надо только уметь их опознать. Абу-Мазен и Нетаниягу ведут между собой беседы по итальянской неаполитанской методике. Это весьма характерная методика диалога владельцем киоска на городской окраине и сборщиком налогов, представителем грозной мафии. Их язык тела говорит куда лучше, чем все цветистые слова на изысканном английском.
Сторона А что-то говорит с грозными интонациями, как бы про себя. Сторона Б спешит подчиниться, словно бы безо всякой связи со сказанным. Таким образом, они постояноо ведут переговоры. Не говорится ни одного слова, когда конверт с деньгами переходит из рук в руки, но всё согласовано и ясно.
От морали к басне: неофициальные переговоры между Абу-Мазеном и Нетаниягу начались вскоре после выборов. Абу-Мазен со всех доступных ему трибун в Рамалле заявил, что он не сядет за стол переговоров с Нетаниягу, пока не будет полного замораживания поселений. В ответ на это Нетаниягу популярно разъяснил, что он не принимает предварительных условий – и тут же принял их. Без заседания правительства, без официального провозглашения было полностью заморожено утверждение новых строительных проектов в Иудее и Самарии.
После этого Абу-Мазен при помощи Митчелла растолковал, что, с его точки зрения, нет никакой разницы между Ицхаром или Шило и поселенческими блоками - и Нетаниягу замораживает строительство также и в Ариэле, и в районе Е1 в Маале-Адумим. И к тому же в Восточном Иерусалиме замораживаются все строительные программы.
«Палестинская администрация» требовала, чтобы Нетаниягу признал принцип «двух государств для двух народов» - и Нетаниягу таки признал. «Бар-Иланская речь» была результатом этих переговоров, даже если они были не прямыми, а несколько косвннными.
Рамалла хотела услышать от Нетаниягу недвусмысленное выражение «два государства для двух народов» - и услышала. Премьер-министр поставил требуемый товар. Он говорил о демилитаризованном государстве, а «палестинцы» хотят обычное государство, но ведь и переговоры только начались. Это компактные переговоры, на них мало церемоний, они весьма экономны, но в главном успешны. С точки зрения палестинцев, разумеется.
Это факт: мы уже на деле не стоим на тех же позициях, где были в момент принесения правительством Нетаниягу присяги. В течение лета и осени зафиксировано явное идеологическое сближение между канцеляриями Нетаниягу и Абу-Мазена. Глава правительства пришел к правящему креслу на основе обязательства не демонтировать ни одного поселения («однозначно!», - как он сказал Второму Каналу в канун выборов) – а на этой неделе он уже провозгласил в Вашингтоне, что он готов «на далеко идущие уступки в обмен на мир» (не правда ли? – до отвращения знакомые речи! – прим.перев.), что является синонимом плана Мофаза. Нетаниягу похвалялся, что ни одно израильское правительство за последние 16 лет не сократило строительство в поселениях, как это проделало его правительство. Кроме того, его правительство сняло сотни блок-постов, опять же больше, чем любое другое правительство. Абу-Мазен потребовал – Абу-Мазен получил…
А что же Абу-Мазен дал взамен (или - как на сей раз сработал любимый принцип Нетаниягу «дадут – получат»)? Да ровным счётом ничего! В качестве гроссмейстера по переговорам с Нетаниягу, неделю назад Абу-Мазен заявил о своём плане в ближайшем будущем уйти на пенсию. Можно предполагать, что Израиль выйдет из себя, чтобы умиротворить его и все вернется по новой. Система «дадут – получат!» первого правительства Нетаниягу теперь заменена на систему «получат – получат!» Постепенно правительство также начало внедрять новую систему разговоров с врагом. Он должен только слегка моргнуть, слегка топнуть ножкой – и тут же мы вопрошаем, что ещё нужно сделать для него…
«Скажи ему, что он получит всё, что он пожелает», - говорит Гаври Шайке в известном скетче. «Он знает», - отвечает Шайке. И Абу-Мазен знает…
("Макор ришон" 13.11.09)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ