В последнее время во всех средствах массовой информации широко и громко обсуждается возможная сделка с ХАМАСом по обмену бандитски захваченного нашего солдата Гилада Шалита на огромную армию хорошо тренированных и образованных арабских террористов, сидящих в израильских тюрьмах. Главари государства и армии сами и при помощи дрессированных СМИ всеми силами пытаются «доказать», что выхода нет, альтернатив нет и возможный путь только один – удовлетворить все требования ХАМАСа, освободить Гилада Шалита любой ценой. Нужно сказать, что ХАМАС, хорошо понимая с какой слабостью и бесхребетностью он имеет дело, с самого начала заявлял, что он от своих требований не откажется ни на йоту. И не отказывается. Все движение осуществляет только Израиль, отказываясь от одной за другой от своих начальных и следующих, и еще более поздних позиций. Еще немного, и «позиция» Израиля полностью совпадет с позицией ХАМАСа. Немецкий посредник по связям между якобы не разговаривающими между собой сторонами хорошо отрабатывает свою зарплату. Не будем обуждать эту заведомо и изначально капитулянтскую позицию Израиля. Не будем замечать, что за спасенного такой ценой одного солдата мы расплатимся не столько сотнями выпущенных на свободу террористов «с кровью на руках», крупных организаторов и вдохновителей террора, сколько десятками и сотнями убитыми и искалеченными этими террористами в следующих терактах и войнах нашими гражданами. Не будем также обсуждать насмешку «государства закона» над собственным судом, этих террористов осудившим (ко многим пожизненным заключениям на каждого убийцу), но свой же приговор не исполнившим. Не заметим плевок в сторону своей армии и спецслужб, ловивших террористов для их нейтрализации и для возмездия им, а не в качестве политической валюты для их последующего возврата на свободу и предоставления им возможности вновь заняться их «важной» деятельностью по уничтожению как можно большего числа евреев и по сеянию страха среди остальных жителей Страны. Не будем проводить аналогии с Йонатаном Поллардом, уже 25-й год сидящим в «цивилизованной» американской тюрьме. И даже не будем вспоминать двух просто пристреленных у танка при захвате Гилада чьих-то сыновей. Только скажем, что во всей этой катавасии нам понятна и нами оправдываема лишь позиция семьи Шалита, делающей все возможное для его освобождения действительно любой ценой, без оглядки на любые ущербы и последствия для Страны и народа. Позиция этой семьи правильная, бесспорная, но общество не может идти за одной отдельно взятой даже сильно страдающей семьей.
Противоположной точкой зрения, которую мы постараемся обосновать, (опуская все промежуточные) является мысль, что освободить Шалита нужно действительно любой ценой, но эту цену должна платить исключительно и только захватившая его банда. И нам совершенно не должна быть важна величина этой цены, число их жертв, нам следует думать только о быстрейшем создании у них искреннего и сильного желания отдать нам Гилада побыстрее и без всяких условий. Мы ведь заранее знаем, какую цену ХАМАС не готов платить – он единственно не готов допустить уменьшение устойчивости своей власти. А число жертв среди собственных «мирных граждан» паханов ХАМАСа не взволнует. И не только это. Паханы ХАМАСа очень заинтересованы в сохранении собственной жизни и в продолжении ЛИЧНОГО нахождения у власти. Ситуация, когда они погибнут «за святое дело ислама», но «непобедимый» ХАМАС продолжит свое «победное» шествие, их никак не устраивает. Они оказались как большими властолюбами, так и большими жизнелюбами, одновременно призывая плебс становиться смертниками – шахидами. Это их свойство необходимо активно учитывать в любом планировании наших действий и операций по спасению наших ребят. Так что путь их стимуляции известен заранее. Нужно просто наступить на их любимую и болезненную мозоль. И этот путь нам, к счастью, сегодня доступен. Истинной целью грядущих операций должно быть полное уничтожение ХАМАСа вместе с физической ликвидацией его главарей – иначе нам спокойствия не видать.
Такой подход не нов, он приведен уже в ТАНАХе (Первая книга Шмуэля, главы 4 – 6). Там описано, как во время неудачной для Израиля войны с плиштим из Газы примерно 3000 лет тому назад (проходят тысячелетия, но ничего не меняется на этой земле, кроме поколений, которые так и не могут ничему научиться!) в руки наших заклятых уже в то время «друзей» попал великий и святой трофей – Ковчег Завета. Большей потери для Израиля быть уже не могло. Так плиштим нам этот Ковчег вернули довольно быстро. И совершенно добровольно. Да еще добавив к нему подарки и повинные жертвы. Просто они быстро увидели какие проблемы (религиозные, политические, медицинские) создает у них самих нахождение Ковчега в их стране. И потому, полностью сознавая цену Ковчега для евреев, плиштим от него избавились, даже не попытавшись договориться о сделке с евреями, так как платить потребовавшуюся от них самих (а не от страдающих по потере Ковчега евреев) цену содержания Ковчега у себя они не могли – оказалось слишком дорого.
И если бы сегодняшние арабы, живущие все в той же Газе (условно продолжим называть их «палестинцами» при всей очевидной неверности такого названия) видели бы и на своей шкуре чувствовали бы от Израиля, что содержание Шалита обходится им слишком дорого, многие проблемы, связанные с его освобождением, переговорами, сделкой просто бы не возникли. Повторим, что единственное, чем они не готовы пожертвовать – это устойчивостью своей власти.
Один из явно неверных, популистких аргументов, приведенных во всеуслышанье начальником нашего генштаба Габи Ашкенази состоит в том, что если мы освободим, даже большой ценой, Гилада, любая мать может быть спокойна – государство не бросит ее сына в беде. Очевидно, что верно как раз обратное – раз за захваченного еврея Израиль готов платить столь дорого, значит нужно после завершения сделки захватывать следующего еврея и опять требовать «справедливую цену». То есть, любая мать в Израиле должна понимать, что именно успех сделки создает огромную опасность и для ее сына.
Но обе вкратце приведенные точки зрения – человеческие взгляды, а ведь сколько людей – столько и мнений, и какое из них лучше – судить трудно. Так серьезные вопросы не решаются. Нам нужно опереться на нечто более устойчивое и определенное. Единственным таким непоколебимым фундаментом для еврея во все времена является Галаха (нам привычней писать и говорить – Алаха). А она говорит однозначно – за пленного еврея НЕЛЬЗЯ платить цену, большую, чем цена раба на рынке. Иначе кража евреев станет выгодной, а этого никак нельзя допустить. То есть в реалиях сегодняшнего дня по галахе можно обменять Шалита на ОДНОГО рядового боевичка ХАМАСа – не больше (мы бы в отклонение от галахи согласились бы отдать им и трех рядовых боевиков. Но не десяток – иначе аппетиты быстро разгуляются).
Эта Галаха иллюстрируется печальной судьбой рабби Меира бен Баруха из Ротенбурга (Германия), XIII век. Он был одним из признанных глав своего поколения (авторитет куда более высокий, чем сегодня премьер–министр). Власти заключили его в тюрьму без предъявления даже надуманных обвинений, единственно с целью получения выкупа – нужно было поправлять состояние прохудившейся казны, а денег взять было неоткуда – только и оставалось, как и всегда, что «подоить» жидов. Было понятно, что евреи выкупят рабби Меира любой доступной им ценой, даже за счет своего полного обнищания. Расчет властей был правильным, евреи согласились. Но запрет пришел от самого рабби Меира – он запретил осуществлять сделку именно потому, что этим открылся бы путь для непрерывного почти легального грабежа евреев. Сажаем очередного крупного – и денежки текут рекой. Добровольно. Много. Быстро. Рабби Меир так и не вышел на свободу, он умер в тюрьме (и еще долгих 14 лет евреи не могли получить его тело, чтобы с почетом похоронить). Но Галаха подтвердила свою верность даже столь дорогой для евреев Германии ценой – оказалось, что сажать авторитетных евреев для получения выкупа – не выгодно. Столь простой, четкий и безотказный механизм – но, как оказалось, он не работает. Правда, не работает в Германии. В «еврейском» Израиле еще как работает! Выпустим этого за тысячу своих – схватим следующего. И опять заключим «справедливую», уже традиционную (!!!) сделку.
Итак, если платить запрашиваемую бандитами цену нельзя, запрещено, а «продавец», избалованный предыдущими «успешными» сделками, на меньшее не согласен, то что же делать? Неужели просто забыть Шалита? Как оставили в тюрьме на смерть рабби Меира? Это ведь бесчеловечно, мы сами себе такого не простим. Но у нас сегодня есть ресурсы, которых не было у евреев Германии XIII века. У нас есть государство. У нас есть сила. Военная сила. Наша вечная Тора, учитывая наши сегодняшние возможности, дает четкий ответ и на вечный вопрос «что делать?». Приведем три эпизода из Книги Книг. И это не просто древние рассказы из еврейского фольклора. Давно известен принцип «маасей авот – симан ле-баним» - в вольном переводе с иврита: «Действия праотцев – это указание их детям как поступать в подобных ситуациях».
1. Глава «Лех леха» из книги «Берешит». В главе 13 описывается, что во время очередной междуусобной войны местных царьков в канаанской земле (далее – Страна Израиля) - четыре царька против пяти - одна из армий захватила Лота, племянника Авраама, в плен. Авраам не стал вести с ними переговоры, не стал выяснять возможности и цену обменной сделки, даже не стал делать жесты доброй воли для укрепления доверия между сторонами. Он просто вооружил своих йешиботников – всех оторвал от изучения Торы, так как своих оставлять в плену нельзя, и ОТВОЕВАЛ Лота. Силой. Важность этого примера могут в полной мере осознать лишь те, кто знаком с важностью изучения Торы в глазах учащихся йешивы и их нежелание отрываться на второстепенные дела. Освобождение пленников стоит даже над необходимостью временно оставить изучение Торы. Выручить своих из плена – одна из высших по ценности задач религиозного еврея и тем более – государства, даже условно и без должных на то оснований называющего себя еврейским. Кстати, Лот-то был освобожден, но о жертвах среди отряда Авраама не сообщается. И не потому, что кровь Лота краснее крови йешиботников. Просто важность задачи подразумевает оправданность дополнительных жертв и тут нет счета типа: одного спасли, зато десяток положили. Никто не отрицает важность каждой жизни, тем более жизни десятка, просто в этой ситуации нет места этим расчетам и нет замены таким операциям, если только есть сила подобную операцию осуществить. Иначе следующего захвата не избежать. А о потерях врагов никто и не вспоминает. Помните, много лет назад была операция по освобождению также захваченного арабами Нахшона Ваксмана, захваченного все с той же целью – выкуп, обмен на большое число бандитов. Давняя сделка Джибриля, будучи преступной и тогда, создала «прецедент» надолго. И этот прецедент арабам очень пришелся по душе. В той дерзкой операции погиб офицер штурмующего отряда и бандиты успели пристрелить пленного Нахшона. Внешне операция по освобождению провалилась. Но только внешне. Нет сомнения, что та операция была не просто оправдана, несмотря на ее очень высокую цену, но и безусловно необходима. Иного не может и подразумеваться – ведь еврей захвачен. А тех бандитов перебили. Всех. Без счета. И это тоже нормально. А теперь сравните все это с позором (для Израиля) Второй Ливанской – потолкались–потолкались, бездарно полторы сотни наших солдат и гражданских положили, продержали больше месяца гражданский север Страны под ракетами (попутно доказав полную неспособность штаба тыла нашей доблестной армии хоть как-то организовывать жизнь этого самого тыла во время далеко не самой мощной войны), да по реальным итогам войны дали Хизбалле модернизировать и во много раз усилить вооружение. А ведь первичная цель была та же, еврейская – они двух наших захватили. Но исполнение задачи не было еврейским. Это потом про другие цели войны стали рассказывать, чтоб хоть толику успеха раскопать.
2. Глава «Ваишлах» из книги «Берешит». Глава 34 рассказывает как после репатриации семьи Яакова из галута (из Харана, от Лавана) и временной остановки на привал возле города Шхем произошла трагедия с дочерью Яакова Диной. Дина вышла погулять без соответствующего сопровождения, попалась на глаза Шхему (так назывался не только город, но и так же звали сына князя той земли Хамора), была этим принцем Шхемом затащена во дворец и там им изнасилована. Шхем был благородный малый и послал своего отца (царя!) к Яакову с предложением жениться на Дине. Куда уж лучше. Только все-таки сначала было изнасилование, а затем, на время столь мирных перегоров, Дина не была возвращена семье, а удерживалась во дворце, чтобы лишить Яакова гибкости на переговорах. Мол, я, Шхем, сын царя, предлагаю вам отличный, выгодный, благородный с моей стороны и почетный для вас выход из уже создавшейся ситуации, а если вы не согласны, я за последствия не отвечаю, сами будете во всем виноваты. Но такие захваты с изнасилованиями прощены быть не могут и мирным договором с веселой свадьбой такие дела у евреев не заканчиваются. Кончилась история полным уничтожением мужского населения города, выполненным двумя братьями Дины. Всех мужчин города Шхем просто вырезали. А жен и детей пленили, имущество разграбили. И хотя Яаков был с малыми силами и открыт для нападения, ни один соседний царь даже не попытался осуществить месть – все понимали причины произошедшего и признавали справедливость возмездия.
3. Глава «Хуккат» из книги «Бемидбар». Глава 21 рассказывает, что в конце сорокалетнего странствия евреев по пустыне при их подходе к Земле Обетованной царь Арада без всяких провокаций со стороны евреев напал на них и взял пленных. По мнению мудрецов в плен попала всего-то одна маленькая девочка. Этого просто так оставить было нельзя и всем это было понятно без разворачивания длинных дискуссий. Евреи запросили разрешение Тв-рца на возмездие и, получив его, провели ограниченную военную операцию. И с тех пор все ищут и царя Арада, и его народ. Пока не нашли. А ведь уже 3300 лет прошло с той заварушки. И опять не упомянуто о судьбе плененной девочки. Вполне возможно, что она погибла во время операции возмездия. Также нам ничего неизвестно о жертвах среди атакующих евреев. Возможно, что евреи понесли потери в бою. Но такая реакция на захват пленных у евреев оказалась более, чем оправданной – больше окружающие народы брать еврейских заложников ни разу не посмели. Этим народам стало ясно, что за такой захват придется платить о-о-очень дорогую цену – и платить цену будут не евреи, а ее заплатит захвативший заложников народ. А ИХ необходимость платить высокую цену за захват евреев оказалась не только очень хорошо работающим, но и фактически ЕДИНСТВЕННЫМ фактором эффективного сдерживания.
Не по теме статьи, без захвата пленных, а потому и не будем подробно выяснять как пропал весь мидьянский народ, попытавшийся по наводке гойского пророка Билама совратить евреев своими очень аппетитными дочерями. Попытка была успешной, евреи на дочерей мидьян купились и большой разврат устроили, но дорого за это заплатили – весьма сильной эпидемией, унесшей 24 тысячи жизней блудивших евреев. Но за такие штучки и шуточки мидьянский народ чуть позже был евреями вырезан – полностью весь, включая стариков, женщин и детей (по прямому приказу Тв-рца, глава «Маттот» книги «Бемидбар», глава 31).
ТОЛЬКО ТАК!
А могли ли мы поступать так, как велит Тора, в нашей сегодняшней истории, в относительно последнее, но еще доословское время? Да, могли. И именно так поступали. Достаточно просто указать на операцию Энтеббе. Мы не будем ее перессказывать еще раз – в отличие от Торы рассказывать про эту операцию модно, литературы много и только ленивый про нее не знает. Построена и осуществлена она была чисто по-еврейски с еврейским героизмом и безграничной дерзостью в высоком духе Торы. И никаких договоров с бандитами – только их уничтожение. И смерть Йони Нетаниягу, при всей нашей печали по этому поводу, была безусловно оправдана. Недаром эту блестящую операцию изучают во всех военных академиях мира (кроме, естественно, Израиля – тут изучать негде, военной академии нет!). Скажем только, что если один Нетаниягу мог действовать в той операции, то другой может только гордиться принадлежностью к героической семье. Действовать он, к сожалению, уже не может.
Выводы делать не будем – и так все ясно.
Исраэль Дацковский, Ph.D., профессор, член движения "Профессора за сильный Израиль"