Земля оставшаяся
Из статьи Аарона Горена в газете «Бэшева» (мой перевод с иврита):
Рав Яков Ариэль, рав Рамат-Гана, считается ведущим кандидатом на
должность следующего главного ашкеназского рава. Его избрания хотят различные
круги в религиозном сионизме, и во главе их две партии – Мафдаль и Национальное
единство.
Несколько из наиболее пламенных активистов действующих ради его
избрания – из Гуш Катифа (полоса Газы).Там помнят и чтят рава ещё с дней
когда он был равом мошава Кфар Маймон и был во главе военной йешивы которая
из Ямита (на сданном Синае) перешла в Нэве Дкалим.
Рав Яков Ариэль уже 40 лет в раббануте. Он был военным равом, служил
бойцом в бронетанковой бригаде Ори Ора. Он рав Рамат-Гана последние 13
лет.
Он не займётся ухаживанием за поддерживающими – он против этого
принципиально, но согласился, в рамках его долга по отношению к поддерживающим
его, ответить на наши вопросы.
Также когда я поднимаю тяжёлые вопросы о политизации усиливающейся
в раббануте, он не смущается: «Раббанут», он говорит, «должен
быть выше политики. Нельзя раву быть относящимся к какой-то партии, он
должен быть равом общества на пользу обществу. Перед его глазами должно
быть решение Галахи, это его исключительное назначение.
Знайте, большинство нерелигиозного общества по-прежнему хочет решения
главного раббанута по вопросам брака и развода».
Будет ли раббанут высказываться по политическим чувствительным вопросам
как сдача территории Земли Израиля?
«Это вопрос идеологический а не политический. Сказать что Земля Израиля
связана с народом Израиля, это не политическое высказывание. Вместе с тем,
когда главы правительства раздумывают как выполнить это высказывание, раббанут
не может предлагать предложения по безопасности, это не его назначение.
Есть принципиальное согласие что мы пришли в Страну Израиля как народ
Израиля строить еврейскую страну. Как сделать это? Об этом есть разные
мнения».
А что с «соглашениями Осло» и «Кемп-Дэвид»?
«Это крайние примеры, когда и те кто подписались на них, признают их
ошибочность. Я не был тогда главным равом, не спросили меня».
Также если сдадут Гуш Катиф, рав скажет что это вне политики?
«Само поднятие вопроса ослабляет общество там. Есть крайние случаи,
в которых раббанут не может уйти от высказывания в идеологической плоскости
если это его принципиальное мнение, так как это также вопрос Галахи.
Смогу ли сказать слово командующему округа сдаваемого к некоторой линии,
если он думает что оттуда сможет лучше оборонять? Я смогу сказать ему «оставил
удел отцов наших»? Конечно нет».
Алия со знаком снижения.
«Общественное положение очень тяжёлое. Среди олим прибыли многие не
евреи. Сначала очень радовались о их прибытии, хотя знали что есть проблемы.
В действительности, у олим нет никакой связи с еврейством. Дед их еврей
похороненный на Украине, и все его потомки гои – и они поднимаются в Страну.
Это всё нужно отличать от тех евреев которые из-за режима в СССР были
вынуждены быть вырваны из их культуры и их прошлого. Мы ответственны за
них, должны позаботиться чтобы вернулись к их народу, чтобы отождествлялись
с народом Израиля. Существует сейчас предложение проводить ускоренный курс
по иудаизму для кандидатов на алию. Эта идея глупая и я отрицаю её. Тот
кто не провёл Песах и Шавуот, не знает что это стояние у Синайской горы
и выход из Египта, что это шаббат, что это кашрут, что это День Независимости,
из чего составлен наш флаг, что это народ Израиля - не будет отождествляться
с основными понятиями и не будет евреем. Он так же не гражданин Израиля,
корни его не глубокие и он не выстоит в борьбе в которой мы находимся.
Нужно начать усыновлять олим. У меня есть усыновлённый сын, который
рос у меня с дня алии его в Страну. Слава Б-гу он сын на славу, отождествлённый
глубоко с народом Израиля и его учением, создал семью на славу народа Израиля.
Религиозное общество не обнаружило достаточно ответственности, не достаточно
открыло дом».
Какое мнение рава по вопросу изучения Торы и воинской мобилизации?
Я решительно за закон Таля. Более того, мы не видим противоречия между
изучением Торы и другими заповедями, как война за существование наше тут.
Уже сейчас решение проблемы осуществляется в национально – религиозном
обществе. Нахаль хареди [боевое подразделение ультра и ортодоксальных евреев
действующее в Йеша] – хорошее решение. Проблема в том что он был образован
поздно. Нужно расширить рамки и распространить их на дополнительные воинские
подразделения».
Какое мнение рава на изменение общественного статус – кво?
«Вопрос запутанный. Необходимо найти общий знаменатель с нерелигиозным
обществом. Но необходима также ответственность. Гражданские браки не по
Галахе, смысл этого – разрушение народа Израиля. Необходимо смотреть на
смысл каждого предложения в перспективе. Есть различные проблемы и у каждой
– своё решение. Есть проблемы которым нет решения. Разве признаем в двух
товарищах одного пола, которые решили создать семью – семью как семья?
Упаси! Каждая форма такого товарищества запрещена из Торы.
С первого взгляда, с точки зрения брака нет этому последствий, но эта
распущенность ведёт нас к катастрофе. Невозможно, что будем способствовать
этому».
Была ли у рава замешанность в вопросе коалиционного соглашения между
Мафдалем и Шинуем?
«Ложь и обман. Тот кто распустил слухи ответил по суду и был вынужден
извиниться. Не был вмешиваем и не вмешивался».
Нужно ли по мнению рава отменить двойственность главных равов, ашкеназского
и сефардского?
«Процесс объединения раббанута – процесс который нельзя предотвратить.
Народ Израиля идёт к пониманию что нет надобности в двух равах, но процесс
этот постепенный».
__________________
Газета «Бэшева» из которой я привёл выдержки из статьи, распространяется
в поселениях и издаётся в поселении.
По-моему проблемы Израиля арабо – еврейские и евреев – неевреев могут
решаться выполнением того что было провозглашено – строительством еврейского
государства. Галаха определяет как это достигается.
При этом многое, что видится нерешаемым – решается вполне понятным
образом.
Проблема также во взаимоотношении с окружающими народами.
Но никто не поймёт, что мы тут делаем, если государство будет основано
не на еврейском праве – Галахе.
И важно понять это раньше, чем нас не поймут.
Я знаком с сыном рава Якова Ариэля – равом Азриэлем Ариэлем. Был на
шаббат у него в Нэве-Дкалим (полосе Газа), где он был равом посёлка. Затем
на суккот в посёлке Атэрет (севернее Бир-Зейта), где он сейчас рав посёлка.
У него я познакомился, что значит шаббат, еврейские праздники.
Брат рава Якова Ариэля – рав Исраэль Ариэль – руководитель «Института
Храма», автор книги «Страна Израиля в её границах», «Книги Храма». В «Институте
Храма» не только изучают вопросы связанные с Храмом, но и изготавливают
предметы которые будут в восстановленном Храме использоваться. В Старом
Городе Иерусалима можно увидеть Менору, которая ждёт своего места в Храме.