Прав ли он? Возможен ли еще мир? И если да, то какую форму примет окончательное соглашение? Эти вопросы мы задали авторам "National Post" в нашей серии "Каков Ваш план мирного урегулирования?"
Эхуд Барак, министр обороны Израиля. |
Победа - это единственное, что создает условия, способствующие миру. Войны заканчиваются, как подтверждает история, когда одна сторона признает поражение, а другая - побеждает. Это имеет интуитивный смысл, поскольку пока обе стороны стремятся к достижению своих целей, боевые действия либо продолжаются, либо потенциально могут возобновиться.
Ставить своей целью победу - не ново. Сунь-Цзы, древний китайский военный стратег, писал: "Сделайте победу своей главнейшей целью". Раймондо Монтекукколи, австриец семнадцатого века, заметил: "цель войны - победа". Карл фон Клаузевиц, пруссак девятнадцатого века, добавил, что "война является актом насилия, цель которого - заставить противника выполнить нашу волю".
В своем обращении к британскому народу Уинстон Черчилль заявил: "Вы спрашиваете: что является нашей целью? Я могу ответить одним словом: победа - победа любой ценой, победа, несмотря на весь террор, победа, каким бы долгим и тяжелым ни был путь к ее достижению". Дуайт Эйзенхауэр отметил, что "В войне нет никакой альтернативы победе". Эти идеи из прошлых эпох по-прежнему справедливы, и несмотря на изменения в вооружениях, человеческая природа остается собой.
Победа - это навязывание своей воли врагу, заставляющее его отказаться от своих военных целей. Немцы, вынужденные сдаться в Первой мировой войне, сохранили своей целью доминирование в Европе и спустя несколько лет выбрали Гитлера для достижения этой цели. Подпись на документах важна только тогда, когда одна сторона отчаивается в борьбе: несмотря на бумажки, Вьетнамская война не закончилась с помощью дипломатии в 1973 году и обе стороны продолжали искать достижение своих военных целей до тех пор, пока Север окончательно победил в 1975 году.
Воля к победе - это ключ: сбитые самолеты, уничтоженные танки, исчерпанные боеприпасы, убегающие солдаты и захваченные земли не являются решающими сами по себе, они должны сопровождаться психологическим коллапсом. Потери Северной Кореи в 1953 году, Саддама Хусейна в 1991 году или иракских суннитов в 2003 г. не привели их к отчаянию. И наоборот, французы потерпели поражение в Алжире в 1962 г., несмотря на превосходство в живой силе и технике над своим врагом, то же самое относится и к американцам во Вьетнаме в 1975 г. и к советской армии в Афганистане в 1989 г. Холодная война закончилась почти бескровно. Во всех этих случаях проигравшие сохранили крупный арсенал оружия, армию и функционирующую экономику. Но у них не осталось воли.
Арабо-израильский конфликт также будет разрешен только тогда, когда одна сторона потеряет волю к победе.
До сих пор, в одном раунде войны после другого, обе стороны сохранили свои цели. Израиль борется за признание со стороны своих врагов, в то время как эти враги борются за уничтожение Израиля. Эти цели являются коренными, неизменными и несовместимыми. Единственно возможным мирным состоянием является либо признание Израиля, либо его уничтожение. Каждый наблюдатель должен выбрать одно из них. Цивилизованный человек выберет победу Израиля, чья цель является оборонительной, защищая существующую и процветающую страну. Цель его врагов является разрушительной, варварской.
На протяжении почти 60 лет арабские неприятели Израиля, к которым сейчас присоединились левацкие и иранские помощники, пытались уничтожить Израиль, используя множество стратегий: подрывая его легитимность интеллектуально, пытаясь переполнить демографически, изолируя экономически, связывая его оборону путем дипломатии, ведя войну обычными вооружениями, деморализуя его население путем террора и угрожая уничтожить его с помощью ОМУ. Хоть враги Израиля преследовали свои цели с энергией и волей, им редко сопутствовал успех.
Израильтяне продолжали защищаться от непрекращающихся нападений на их страну, но с течением времени, по иронии судьбы, они потеряли из виду необходимость победить. Правые оттачивали тонкости победных схем, центристы экспериментировали с умиротворением и односторонними мерами, а левые занимались поиском виновных и самобичеванием. Очень немногие израильтяне в настоящее время понимают необходимость достичь победного конца, подавить волю противника и заставить его смириться с необратимостью существования еврейского государства.
К счастью для Израиля, ему необходимо победить только палестинцев, а не все арабское и мусульманское население, которое в конечном итоге признает за палестинцами ведущую роль в принятии Израиля. Также к счастью, хоть палестинцы и завоевали значительную репутацию своей выносливостью, но они могут быть побеждены. Если немцы и японцы были вынуждены сдаться в 1945 году, а американцы в 1975 году, то почему палестинцы застрахованы от поражения?
Совет Безопасности ООН, один из факторов продолжения арабо-израильского конфликта. |
Это означает ниспровержение мнения о слабости Израиля, распространившегося в ходе процесса Осло (1993-2000 гг.), и двойного отступления - из Ливана и сектора Газы (2000-05 гг.). Иерусалим было снова встал на ноги в первые три года пребывания на посту премьер-министра Ариэлем Шароном (2001-03 гг.) и его жесткая позиция ознаменовала реальный прогресс в боевой мощи Израиля. В конце 2004 года, когда стало ясно, что Шарон действительно планирует выйти из Газы в одностороннем порядке, настроение палестинцев оживилось и Израиль остановил свое победное шествие. Только начиная с прошлого года Биньямин Нетаньяху начал частично исправлять отрицательные последствия пребывания у власти Эхуда Ольмерта.
По иронии судьбы, израильская победа принесет больше благ палестинцам, чем самому Израилю. Израильтянам, конечно, будет выгодно избавиться от атавистической войны, но их страна уже является функционирующим современным обществом. С другой стороны, отказ от ядовитой ирредентистской мечты уничтожить соседа предоставит палестинцам возможность, наконец, заняться уходом своего запущенного огорода, развивать неустроенные государственные механизмы, экономику, общество и культуру.
Таким образом, мой план мирного урегулирования прекращает войну и одновременно предоставляет уникальные преимущества всем участникам.
National Post
29 апреля 2010г
Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: My Peace Plan: An Israeli Victory
Перевод с английского И. Эйдельнант ru.danielpipes.org