Джородж Оруэлл
Обязанность жизни - создать жизнь. Приемлемую во всех отношениях. Это получается не всегда. И тогда жизнь оказывается под угрозой. Поэтому каждый сам поборник собственного выживания. На прошлой неделе американское аэрокосмическое агентство провело экстренную пресс-конференцию, на которой объявило о необычном "астробиологическом открытии" - странной бактерии, обнаруженной на дне соленого калифорнийского озера Моно. Она, вопреки всем законам и теориям, вполне комфортно чувствует себя в богатой мышьяком среде. И NASA, не долго думая, сделало далеко идущий вывод о возможности существования на Земле "чужих" форм жизни.
В полете все пилоты. Маленький микроб помог "космоспециалистам" выйти на большую гипотезу, которую, правда, невозможно проверить.
По их мнению, подобными микроорганизмами заселена вся Вселенная. Они представляют собой так называемую "теневую" форму жизни, которая, в отличие от разумной, постоянна и неистребима. Это мы недолговечны. А неразумные бактерии кочуют в "законсервированном" виде из одной космической эпохи в другую, порождая все более сложные организмы. Поэтому калифорнийский микроб ни что иное, как представитель предыдущей жизни на Земле. Тот необходимый кирпичик из зоны Златовласки (так астробиологи называют среду, где возможна жизнь), который все искали.
При всем уважении к ученым следует заметить, что они ищут не там, где следовало бы искать. Это все равно что гадать, на чьем бюсте будет красоваться бюстгальтер "bombshell fantasy bra", состоящий из нескольких горстей белых бриллиантов, топазов и сапфиров стоимостью в два миллиона долларов, - на жене арабского султана или любовнице русского магната. На нашей грешной Земле тоже хватает зон Златовласки. Одна из них - Израиль, который тоже выживает, как может, борясь за собственное право на жизнь. На самом деле за выживание приходится бороться всем. Но гораздо удобней иметь под рукой "козла отпущения", на которого всегда можно указать пальцем, когда запахнет гарью в собственном доме. В этом бесконечном споре между живыми и мертвыми побеждают живые. Но и они, в конце концов, умирают.
В потитике, как и в строительстве, самыми незаменимыми остаются блоки. Большая политика состоит из мелких деталей. Именно они - в основе ее узора. Разоблачения "WikiLeaks" помогли увидеть эти "детали", которые обычно выпадают из поля нашего зрения. А заодно определить, кто в современном мире есть who? И можно понять ярость Вашингтона, готового живьем закопать Джулиана Ассанжа, позволившего заглянуть в не слишком аппетитно пахнущую американскую политическую кухню. Чего стоят слова Роберта Гейтса, повторившего на встрече с редколлегией "The Wall Street Journal" дежурную фразу о том, что «удар по Ирану не предотвратит создания ядерного оружия, а, наоборот, только сплотит его народ»?
Заглядывающий в рот Бараку Обаме министр обороны может приводить этот "аргумент" сколько угодно. Но это не прибавляет авторитета Америке, а лишь подтверждает ее слабость. Поэтому так непреклонен Иран. Поэтому невозмутивый обычно президент Южной Кореи Ли Мен Бак категорически отверг американское предложение тихо уладить конфликт с северным соседом при китайском посредничестве. А вместо этого заявил, что «если Пхеньян попробует спровоцировать нас еще хоть раз, мы нанесем по нему сокрушительный удар». Поэтому и потерявший хладнокровие Хосни Мубарак дал отмашку на перевод страны на атомные рельсы.
В отправленной американским посольством в Каире два года назад секретной телеграмме в госдепартамент говорится, что «египетский президент находится в состоянии паники и шока и намерен развернуть собственную ядерную программу в противовес иранской». Гейтс, естественно, об этом знал. Как знает и о том, что уже добрая дюжина стран усиленно работает над ядерным мечом. Теперь, благодаря "WikiLeaks", знаем и мы. Хотя догадывались и раньше. Следовательно, сам собой напрашивается вопрос: кто опасней - Ассанж, бесплатно демонстрирующий "голых королей", или Гейтс, плодящий ядерных карликов, да еще и за большие деньги?
Не спешите с ответом. Гейтс продолжает "ломать дрова", а Ассанжа уже взяли под стражу. Политка всегда иррациональна. Она сверяет свой курс с курсом доллара. Потому что ее фундамент - деньги. «На ближневосточную политику решающее значение оказывает вовсе не негативное отношение к Израилю, как многим кажется, а, прежде всего, арабские деньги и нефть, - считает немецкий политолог Хайо Фридрих, сотрудничающий с газетой "Frankfurt Zeitung". - Именно поэтому любые инициативы, предложения и соглашения обязательно учитывают арабскую точку зрения. И чем острей нужда в энергоносителях, тем весомей эта "точка зрения". Что касается реального решения проблем, то никто из политиков не знает и никогда не знал, как их решать. Это типично западный подход - как можно больше конференций и обсуждений, и никаких ответов».
То, что об этом начали, наконец, говорить вслух, тоже заслуга "WikiLeaks", который всего лишь напомнил о том, что и так давно известно. Ни для кого, к примеру, не секрет, что арабы люто ненавидят Иран, а иранцы терпеть не могут заносчивых арабов, называя их "пожирателями саранчи". Те в свою очередь обзывают персов "огнепоклонниками". По мнению президента Кувейтского центра стратегических исследований Сами эль-Фараджа, «ситуация в Персидском заливе сейчас напоминает канун ирано-иракской войны, а если сравнивать с Европой, то - призрак Первой мировой войны: достаточно спички, которая вызовет пожар и приведет к большой бойне».
Этот пожар не ограничится Ближним Востоком. Недавно один из самых авторитетных мусульманских богословов шейх Юсуф Кардауи, которого журнал "Foreign Policy" назвал в числе наиболее влиятельных интеллектуалов мира, заявил, что «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и они никогда не пойдут на сближение». Слабый уступит сильному. Но зачем тогда, спрашивается, форсировать события, поставляя мусульманским деспотиям горы современного оружия? Неужели иранский опыт ничему не научил? Накануне так называемой исламской революции Соединенные Штаты поставили шаху Пехлеви самую передовую по тем временам технику - самолеты-разведчики и истребители "F-4D", "F-4E", "F-14A Tomcat", "P-3F Orion", танки "M47 Patton" и "M60", ракеты "Sidewinder" и "Harpoon". Все это богатство перешло к самому ярому антиамериканскому режиму аятоллы Хомейни.
Не получится ли то же самое с Саудовской Аравией, которой только военной авиации поставят на тридцать миллиардов долларов? Вопрос не праздный, если иметь в виду, что королевский дом напоминает советское политбюро накануне крушения "нерушимого союза". Защемление позвонка у 87-летнего короля Абдаллы стало "защемлением позвонка" у всей страны. Ибо, согласно процедуре престолонаследия, прямым наследником считается его брат 84-летний принц Султан, проживающий два последних года в Марокко после тяжелой онкологической операции на толстом кишечнике. И ему, как нетрудно догадаться, не до власти. Поэтому исполнять королевские обязанности вынужден министр внутренних дел с тридцатилетним стажем принц Наиф. Но и он не мальчик - вот-вот отметит восьмидесятилетие. К тому же зуб на него точат старшие братья, которых Абдалла в прошлом году неожиданно отдалил от престола.
А нашпигованное нефтедолларами королевство, лишенное дееспособного руководства и, как следствие, какой-либо внятной политики, стремительно превращается в верблюжью республику, но с нескрываемыми ядерными амбициями. И на него делает ставку Америка. До смерти напуганный Тегераном Эр-Рияд готов закупать оружие где угодно. Уже после подписанного с США шестидесятимиллиардного контракта Саудовская Аравия начала переговоры с европейскими странами и Европой. На очереди Китай, который Абдалла особо обхаживал в последнее время, предлагая льготные концессии на разведку и добычу нефти. Саудовская нервозность передалась и соседям. По данным Главного контрольно-финансового управления Конгресса, за четыре последних года были утверждены заявки на поставки вооружений в шесть стран Персидского залива на общую сумму около 40 миллиардов долларов.
Жить по правилам, все равно, что сидеть на диете, тоскливо заглядывая в чужую тарелку. Поэтому правила стараются подогнать под себя. И небезуспешно. После того, как UNESCO одним росчерком пера превратила гробницу праматери Рахель в Бейт-Лехеме в мечеть "Билаль бин Рабах", а Пещеру патриархов в Хевроне - в "Халаль аль Ибрагими" с правом торжественных захоронений своих и залетных "шахидов", арабы решили "прихватизировать" и Стену плача.
В опубликованном министерством информации палестинской автономии сообщении говорится: «Стена Аль-Бурак - неотъемлемая часть мечети Аль-Акса и Харам аш-Шариф - возведена на средства ВАКФа, чтобы облегчить доступ к нашим святыням. Евреи не использовали ее для поклонения до 1917 года. Поэтому ни один мусульманин, араб или палестинец, не имеет права пожертвовать даже камнем стены аль-Бурак и иных святынь, а тем более смириться с расистскими и репрессивными методами оккупации объектов, представляющих нашу историческую, культурную и духовную ценность». После разгоревшегося нешуточного скандала "сообщение" убрали. Надолго ли?
Горячее стремление так называемого международного сообщества превратить Каина и Авеля в сиамских близнецов результата не дает. Наука бессильна. Политическая медицина тоже. Исполнительный директор MSF на израильской территории под арабским протекторатом отправил жалобу в штаб-квратиру "Врачей без границ". На кого жалуется Жан-Люк Ламберт? На Израиль и отчасти на ХАМАС, которые, дескать, препятствуют лечению "палестинцев". Только не ищите Ламберта в Газе - напрасная трата времени. Он руководит процессом из Иерусалима. А лечат "палестинцев", как нетрудно догадаться, израильские медицинские учреждения. В прошлом году они обслужили 180 тысяч чужих арабов. Сколько излеченных на счету "Врачей без границ", статистика умалчивает. А когда статистика молчит, говорят ламберты.
Бывших врагов не бывает. Враги могут быть только затаившиеся. Средиземноморский союз, с помпой открывший в марте штаб-квартиру в Барселоне, похоже, умер, так и не приступив к работе. Детище Николя Саркози оказалось, как и следовало ожидать, мертворожденным. Мусульманские страны объявили бессрочный бойкот любому саммиту, если на него будет приглашен Израиль, берега которого при любой раскладке омывает северный ядовитый океан. Возмущенный советник Саркози по национальной безопасности Жан-Давид Левит обвинил в срыве мероприятия упрямых израильтян, отказывающихся продлить мораторий на строительство в Иерусалиме и прочих арабских "поселениях".
Жаль, что в Израиле нет своего Гирта Вилдерса. Выступая в Тель-Авиве, он призвал как можно быстрей приступить к широкомасштабному строительству в Иудее и Самарии, которые необходимо немедленно аннексировать. Только в таком случае можно говорить о возможности защитить свои границы. А всем, кто проникся идеей палестинского государства на обломках еврейского, не стоит напрягаться. Уже есть такое государство. Иордания. И если кому-то не нравится "оккупация", то стоит подумать об эмиграции туда. Хороший урок израильским политикам. Чтобы уверенней разбираться с достойным противником, не надо искать себе отстойных союзников.
В греко-римской борьбе всегда побеждают варвары. Поэтому стоит ли превращать жизнь в вечную борьбу? Даже если она состоит из цепи бед и неприятностей. Мы, как правило, зацикливаемся на эпизодах, не видя картины в целом. В этом плане весьма показателен кармельский пожар.
Разобьем его на отрезки. То, что произошло бедствие такого размаха, безусловно, очень плохо. То, что Израиль не справился с тушением собственными силами и вынужден был обращаться за международной помощью, тоже плохо. Нанесен огромный ущерб? Отвратительно. Погибли люди? Хуже некуда.
А как выглядит картина в целом? Как редкое везение. Потому что, во-первых, пожар лучше всяких учений проверил готовность служб тыла к потенциальной войне с вполне реальным врагом. Во-вторых, заставил правительство проникнуться проблемами пожарных, которые оно продолжило бы игнорировать и дальше. В-третьих, вновь показал истинное лицо танцующих на костях израильских арабов и их вечных еврейских защитников (и это "лицо" им надо показывать как можно чаще). В-четвертых, помог лучше понять, кто истинный, а кто фальшивый друг. В-пятых, сплотил в какой-то степени общество и позволил наладить новые мосты с диаспорой. Так что, не все так плохо, как может показаться.
Тем не менее, стихийное бедствие, каким бы тяжелым оно ни было, не идет ни в какое сравнение с бедствием рукотворным. На днях бывший комиссар Евросоюза Фриц Болкештейн призвал евреев уезжать, пока не поздно, из Нидерландов, где у них нет будущего. На него зашикали со всех сторон, в том числе и тамошние евейские бонзы. Даже Гирт Вилдерс не удержался, заявив, что «это не евреи должны покинуть страну, а марокканские антисемиты». Но по большому счету Болкештейн прав. Бежать все равно придется. Причем чем раньше, тем лучше. И не только из Голландии. Отовсюду, где пускает корни арабский чертополох.
Израиль в этом плане - далеко не худшая из зон Златовласки. И евреи не вправе жаловаться на судьбу. Если они, как тот аномальный микроб со дна озера Моно, могут приспособиться к любой самой враждебной среде, превращая ее в пригодную для обитания, то ученым совсем не обязательно заглядывать в глубины Вселенной. Достаточно пристальней заглянуть в еврейскую душу.