Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
(Выводы непричастного перед осуждением невиновных)

Дикие люди эти израильтяне: вокруг Москвы летом почти три месяца горело, но никому и в голову не пришло требовать отставки премьер-министра.
Разговор, подслушанный на эйлатском пляже.

Приверженец того или иного взгляда на жизнь в упор игнорирует то, что не вписывается в его мировоззрение и, наоборот, находит подтверждение своим взглядам в самых, казалось бы, противоречащих им вещах.
Л. Латынина, Комментарий к Wikileaks,



          Второго декабря, днём, на горе Кармель вспыхнул лесной пожар. Давно в Израиле не было дождя. В тот день, как и несколько последующих, дул сильный ветер, затрудняя борьбу с огнём, которая началась, насколько можно судить по сообщениям прессы, с заметным опозданием. Под угрозой оказались не только несколько населённых пунктов, леса в национальном парке на горе, но и третий по величине город Израиля – Хайфа. Довольно быстро была проведена эвакуация примерно 17000 людей. В первые же часы пожара произошло несчастье – в зоне огненного смерча, на узкой горной дороге, оказался автобус с курсантами школы тюремной охраны. Они направлялись спасать заключённых в тюрьме, оказавшейся под угрозой пожара.

          Жертвами этого несчастья стали 42 человека[1]. Погибли все, кроме одного, бывшие в автобусе. Умерла от ожогов и начальник полиции Хайфы, устремившаяся на помощь гибнущим людям. Погиб и 16 летний мальчик, добровольно помогавший профессиональным пожарным. Пожар длился четыре дня, нанёс значительный материальный ущерб и был потушен при существенной помощи ряда государств, к которым премьер-министр Израиля обратился довольно скоро, почти сразу после начала пожара, как только стало ясно, что, если ограничиться лишь своими силами, борьба с огнём займёт гораздо больше времени, и потери от пожара станут значительно большими.

          В помощи Израилю не отказали, и из ряда стран прибыли самолёты, чья роль при тушении пожара в труднодоступной местности была очень важной. Неправы оказались многие, постоянно говорящие об ухудшении международного положения и усилении изоляции Израиля. Опыт этих дней показал, что до изоляции явно очень далеко. Почти сразу после начала пожара в его тушении приняли участие и военнослужащие армии Израиля.

          Поведение правительства и особенно премьера – в моральном отношении безупречно. Его полезно сопоставить с аналогичными действиями в других странах, например, в России, где пожар бушевал всё лето, тянулся три месяца, и огонь подступал к Москве. Так вот, период пожара премьер Израиля провёл не на даче у моря, а мэр Хайфы – не в Швейцарии или Австрии.

Говорили, что ущерб превзошёл миллиард долларов, подсчёт резко снизил это цифру – до примерно 40 миллионов. И это большая сумма, за ней личная невосполнимая беда многих, но следует помнить, что годовой израильский бюджет заметно больше 100 миллиардов. Поэтому совершенно неосновательно именовать пожар национальной катастрофой. Но хлёсткий этот термин действует пропагандистски.

Почти сразу у пожара открыто и нагло начали греть руки политически заинтересованные[2] люди. Буквально, как в известной песне

  Вы здесь из искры раздували пламя, -Спасибо вам, я греюсь у костра. 

Сначала СМИ непрерывно передавали сообщение о приключившейся беде, драматизм которой под влиянием горя от гибели 42 человек резко усилился. Однако вскоре они развернули срочный поиск ответов на извечные вопросы «кто виноват» и «что делать». За неимением свободных специалистов, занятых тогда делом, в ход пошли люди непричастные, когда-то и что-то о пожарах слышавшие. Посыпались советы «наказать», «уволить», «увеличить», зазвучали оценки типа «полный провал», «нигде в мире такого не было…» и прочие рекомендации и строгие оценки.

Вот пару примеров: «Пожар на горе Кармель выявил, что Израиль совершенно не способен без массивной иностранной помощи справляться с катастрофами такого масштаба» или «Я убежден, что национальное бедствие, разразившееся сейчас, является результатом вопиющей и преступной халатности соответствующих чиновников и политиков. Ничем иным его нельзя объяснить! На совести этих людей, также многочисленные человеческие жертвы». И то и другое очевидная неправда, но находится вполне в рамках свободы слова.

Увы, предлагая «увеличить», обычно опускается, за счёт какой именно статьи бюджета, кроме урезания "религиозных мракобесов", это сделать. Появились и требования создать подразделение пожарной авиации, чтобы были самолёты, «как в России», или, на худой конец, «как в США». Была высказана «свежая» идея о создании Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Неважно, что МЧС в России так и не смогло справиться с огнём почти три месяца - проблему решили дожди, что американо- или россие –подобный противопожарный флот простаивал бы без всякого дела годами.

Прочитал в газете утверждение – поскольку страна покупает дорогую военную технику, которая используется, к счастью, достаточно редко, почему не потратиться и на редко используемую противопожарную технику. Разница, однако, состоит в том, что именно наличие оружия есть важнейший фактор, сдерживающий потенциальную агрессию и обеспечивающий возможность победить в войне. Поражение в войне для Израиля означает его ликвидацию, как государства. Пожар на Кармеле, да и другого лесного массива, существованию Израиля, естественно, не угрожает.

Это неправда, будто разговор о расходах кощунственен, когда дело касается жизни людей. Борьба против природных бедствий, технических катастроф, болезней всегда основывается на соотношении расхода и вероятной материальной потере. Так, в сейсмических зонах возводятся дома, способные устоять при сильном, но вероятном землетрясении. Обычно это 7-8 баллов. А почему не 10? Так было бы излишне дорого, сократило программы строительства новых домов и т.п. Аналогично, страховые компании определяют лекарства и процедуры, на которые распространяется страховка. Невозможно построить самолёт или железную дорогу со 100-процентной гарантией безаварийности. Технический дефект на сто процентов не устранишь, да и «человеческий фактор» не дремлет, памятником чему служит чернобыльская авария. Ошибка, сознательная или случайная, в оценке вероятных потерь приводит к строительству дорогостоящих и ненужных сооружений, например, Ленинградской - Петербургской дамбы.

Замечу, что пожарная авиация – не самый дешёвый или эффективный способ борьбы с огнём естественным, или возникшим вследствие военных действий. Ведь чтобы потушить огонь на площадке в 100х100 квадратных метров требуется доставить туда эдак 50 т воды, т.е. примерно самолётный рейс. Нужно и довольно сложное наземное обеспечение – взлётные полосы, резервуары с водой, системы управления полётами, отнюдь не просте при необходимости действия нескольких самолётов на небольшой площади.

Обеспечение безопасности лесов и борьба с военно-террористическим нападением на страну – вещи сугубо разные. Не помню, чтобы проблема лесного пожара волновала военачальников в период, например, Второй Мировой Войны. При большой войне и в Израиле проблема лесного пожара едва ли будет особо важной – в центре внимания неизбежно окажется защита жизней своих граждан, что недостижимо без отъёма жизней врагов. Едва ли лесной пожар станет эффективным орудием террора – слишком его эффект растянут во времени и зависит от специфических погодных условий.

В реакции СМИ и множества пишущих в Интернете удивляет нежелание сопоставить происшедшее с большими лесными пожарами в других странах. Не понимаю – это от незнания или от политической заданности высказываемого мнения. Регулярно горят леса не только в России, но и других странах, например в США, Греции, на Кипре. Помню гигантское пепелище в Калифорнии. В том пожаре сгорел не один посёлок, огонь сжигал автомашины, расплавляя и массивные стальные детали. В огне недавнего лесного пожара в Греции погибли культурные ценности мирового значения, огонь подбирался к Афинам. Вот выдержка из репортажа от 26 августа 2007 г.: «В ночь на субботу пламя вспыхнуло и в Афинах, однако пожарным удалось справиться с огнем. Но потом около Афин вспыхнули два новых пожара, в результате чего власти закрыли трассу из города в аэропорт. По мере приближения огня к столице спасателям пришлось эвакуировать обитателей одного из монастырей и жилые дома. Пожары не прекращаются в Греции уже два месяца. Пятница стала днем, в который в пламени погибло наибольшее число людей».

Администрацию пресса не жалует нигде, справедливо находя (и это её задача) дефекты и упущения в работе. Но нигде не помню столь мощного вопля с требованием уйти в отставку первому лицу государства, как в Израиле. Даже ураган «Катрина» практически не затронул президента США Буша. Вижу в израильской ситуации следование вкусам толпы и продвижение собственных политических пристрастий и интересов. К предотвращению будущих пожаров, помощи пострадавшим от данного всё это ровно никакого отношения не имеет.

Позиция политиков, столь часто переходящая границы элементарного приличия, здесь проявилась с наихудшей стороны. Председатель партии "Кадима", глава оппозиции, г-жа Ципи Ливни, комментируя опубликованный доклад государственного контролера о состоянии дел в пожарной охране Израиля, призвала главу правительства Биньямина Нетаниягу добровольно уйти со своего поста. Она потребовала, чтобы он взял на себя всю полноту ответственности за пожар на горе Кармель и гибель 42 человек[3]. Меня удивило, что она не потребовала увольнения премьера в связи с гибелью в этом году в Израиле 365 чеовек в автокатастрофах. Ко многому привыкаешь, но тут наглость просто «идёт через край». Не говорю о том, что оппозиция ещё вчера сама была правительством. Просто прискорбно, как точно подтвердились слова поэта о похожей ситуации: «На всё плевать, коль очень хочется!».

С требованием отставки выступили и семьи погибших при несчастном случае в начале пожара. Их горе понятно, но причём тут отставка правительства – от меня ускользает. Допустить, что в их судьбу трагично ворвалось неудачное стечение обстоятельств, от воли начальства не зависящее, почему-то просто невозможно.

Тянулась бы эта свистопляска на беде и горе ещё немало дней, монотонно возрастая, если бы с десятого декабря не пошли сильнейшие дожди и не начался мощный шторм в Средиземном море. А ведь сколько ещё новостей можно было вытащить из под кроватей[4], сколько «оригинальных» идей по борьбе с пожарами вбросить в СМИ.

Шторм недоиспользован «активистами» до сих пор. По счастливой случайности он практически обошёлся без человеческих жертв, а потому ещё не возник вопрос, почему на истинном западном берегу Израиля до сих пор нет штормозащитной стены, неподвластной никаким волнам. Государственный контролёр, заступник простых людей из клана их упорных врагов – судья в отставке, ещё даже не принялся за составление отчёта также и на эту тему. Но ещё не вечер. По мере подсчёта убытков, Нетанияху ещё услышит призыв уйти в отставку. Ведь согласно звону, идущему из медных труб, ничто так не помогает борьбе с огём и лишней водой, как отставка Нетанияху. Ибо ничто так не обнажает гнилость всех правительствинных структур Израиля, как его присутствие на посту премьер-министра. Слава Богу, однако, что Израиль состоит не только из охочих до сомнительных сенсаций и пустозвонов.

Отмечу, что до сих пор мне не довелось услышать ни одного дельного «совета постороннего», с учётом того, что дело происходит в 21 веке и даже природные катаклизмы требуют тщательного анализа – что может дать в решении возникающих проблем современные наука и технология. Подобное невозможно ждать от политика – у него свои интересы. Здесь уместно слово научного работника, инженера или техника.

О шуме в СМИ можно было и не говорить, относя это к обычному дезинформационному потоку, если бы не голос-призыв, прозвучавший именно из научной среды, на который я, как принадлежащий к ней с основанием или без, считаю нужным ответить. Я имею в виду статью Пожар на севере и система управления Страной д-ра Леонида Диневича. Считаю нужным ответить, поскольку автор статьи имеет множество общественно-научных должностей. Он - председатель Форума учёных[5], Вице Президент Союза учёных и специалистов – репатриантов, руководитель ряда научных семинаров, в том числе постоянно действующего «Проекты специалистов-репатриантов для решения оборонных задач», бывший заместитель Председателя учёного совета (учёных–репатриантов) в министерстве инфраструктур, Председатель учёного совета партии «Наш дом Израиль»»[6]. Его статья появилась на сайте Электронного научного семинара 08.12.10, а написана была уже 04.12.10, буквально по горящим следам событий.

Начиная читать, рассчитывал найти технические идеи, следуя которым можно было бы предотвратить лесные пожары, или эффективно тушить их, предложения по научному подходу к организации противопожарной службы, да и других подобных происшествий. Однако почти с первых строк убедился, что у столь титулованного автора научно –технологических идей по теме статьи просто нет. Никаких. Ведь не считать же идеей политическую агитку, даже не скажу ангажированную, поскольку считаю, что руководитель НДИ понимает: такая статья ему больше во вред, чем на пользу.

Меня больше всего удивил кульминационный момент «научной статьи»[7], последовавший за описанием разваливающегося, гниющего и в целом очень плохого, а, как теперь выяснилось, ещё и горючего Израиля[8]. Учёный пишет: «Я не хочу видеть свою страну такой. Вот и пишу эту статью, вот и обращаюсь к общественному сознанию и к своему лидеру А. Либерману. Я и множество моих коллег просим Вас, господин министр, возглавьте движение за обновление Страны, станьте национальным лидером нашего народа[9]». По-моему, учёные, если Лысенко к ним не относить, такого и Сталину не писывали. Прискорбно, в какую передрягу попал Диневич вместе с множеством коллег. Выходит, они сами не могут разобраться. Им нужен «царь», «железная рука», каратель нерадивых, круглосуточно пекущийся о народном благе. А вы, господа из Форума учёных, что при лидере будете делать-то? Или предложите противопожарные самолёты покупать, или ещё что-нибудь из воспоминаний давно ушедшей молодости? Кстати, вот и ещё пример «сильной руки» и «национального лидера» выискался – президент Венесуэлы г-н У. Чавес, по поводу наводнения получивший права «рулить» страной даже без парламента, просто с помощью кучки приближенных к властителю «специалистов». Вы этого хотите для Израиля, г-н Диневич? Я – нет!

Как панацею сомнительного свойства и новизны предлагается президентское правление во главе с национальным лидером. А кругом будут одни «профессионалы», откуда-то взявшиеся. Но ведь горят леса в России при президентском правлении и наличии больших самолётов, горят регулярно леса Калифорнии, неся совсем нередко ощутимую беду жителям. Или там просто президенты, а нужны президенты - национальные лидеры!? Как, оказывается, просто – стань лидером по своему хотению, а вовсе не по народному выбору, и пожаров нет, как нет. Профессионалом лидер может не быть. Профессионалы набегут из упомянутого выше Форума учёных, что ли?

Диневич пишет: «Сегодня это пожар, но завтра это несовместимые с жизнью шумы самолётов и грузовиков, загрязнённость воздуха, почвы и питьевой воды, отсутствие обеспеченного по условиям безопасности места для строительства энергетических объектов, предприятий химии, зон отдыха и естественной очистки среды обитания человека и животных». Идея, что избавиться и от этих злоключений поможет президентское правление, звучит просто фельетонно.

Г-на Диневича буквально несёт: «Страна задыхается от нехватки денег на основные нужды, в том числе (но только в том числе) на противопожарные нужды. А где взять деньги для подготовки Страны к землетрясениям, для решения водных проблем, обеспечения населения социальным жильём, уменьшения бедности, развития инфраструктуры и т. д.? Министры, их заместители и их раздутые потребности, поглощают львиную долю национального продукта на деятельность, которая нередко не только не работает на нужды общества, а наоборот. наносит ему непоправимый вред». И от этого тоже спасёт национальный лидер!? Подобного не услышишь даже на рынке от торговца.

Отсутствие научно-технологических идей не скрыть пустыми разговорами ни о чём. Рассуждения о «министре, не знающем, как пользоваться биноклем», о «позорной» Второй ливанской войне, о победе СССР во второй мировой, об обделённых пенсионерах и покидающей Израиль в массовом порядке молодёжи, об обилии рекламы на телевидении, что приводит к росту правонарушений и лишает обывателя информации о достижениях нашей экономики, культуры, архитектуры, медицины, науки[10] к делу отношения не имеют.

Печально, что и на этот раз, как и в годы войны Осло, впечатляющих идей от сообщества, входящего в Форум учёных и перечисленные выше советы и семинары, что-то не было заметно. Это огорчает.

Ведь не считать же научно-техническим достижением нелепое «противотеррорное» сооружение, резко сокращающее размеры входа и выхода в автобусы, которое разок мелькнуло тогда на ТВ экранах, а в дело, само собой разумеется, не пошло, и растворилось в небытие.

Конечно, борьба с террором, с лесными пожарами, подготовка страны к войне и природным катаклизмам - дело важное. С научно-технической точки зрения оно выдвигает задачи крайне сложные. Эти задачи давними воспоминаниями и лозунгами не решить. Однако, не можешь – не делай. Но не мешай другим делать. Отойди в сторону. Желательно - молча. За счёт чьей-то борьбы с огнём и водой не заставить звучать в свою честь медные трубы.

 

Иерусалим



[1] Всего погибших 44 человека – ещё двое скончались от огромных ожогов в больницах.

[2] Я, во всяком случае, не собирался.

[3] Курсив мой – МА.

[4] До сих пор не понимаю, как мимо работников СМИ прошёл, несомненно имевший место, звонок супруги премьера своему мужу, отвлекший его, канцелялию и других от руководства тушением пожара. А как смел Либерман в это время играть в теннис, а не стоять рядом с премьером, повторяя его команды. Пригвоздение к столбу смыло средиземноморской волной, к огорчению активистов подгляда и доноса.

[5] Признаюсь, ни я, никто другой из спрошенных коллег по Еврейскому университету про эту организацию слыхом не слыхивал..

[6] Описание это взято из автобиографии д-ра Диневича на сайте Электронный научный семинар.

[7] Редактор представляет её словами «Автор выступает с конкретными предложениями». Конкретней и уместней просто не бывает.

[8] Д-р Диневич, как и не д-р Ципи Ливни, поторопился. Обожди пару дней, мог бы обнаружить, что Израиль ещё и тонущий – в средиземноморском шторме. Подождал бы, и кульминулось бы у него сильнее.

[9] Курсив мой – МА.

[10] Кстати, ведь появились они при столь косной системе управления страной, не правда ли?