Maof

Saturday
Sep 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
"Та же форма, то же оружие, та же армия. И между их женами нет различия, имеющего значение в данном случае. Жена друза, жена бедуина и жена еврея испытывают те же трудности, когда супруг вместо того, чтобы быть рядом и заботиться о пропитании семьи, - верно и самоотверженно служит всему обществу", - говорится в иске солдатских жен, которые выходят на борьбу против дискриминации в ЦАХАЛе в "ташлумей мишпаха".

Эти выплаты хотя бы минимально обеспечивают семью солдата, который не может помочь семье во время службы. Вроде бы все в порядке, но если посмотреть вглубь, вскрываются дискриминирующие критерии. Чтобы получить от армии "ташлумей мишпаха", жена солдата должна работать 165 часов в месяц. Если она начала учиться в университете или колледже, то в том году (первом году учебы) она вообще не получает финансовой помощи от армии. Но самый скандальный параграф заключается в том, что жена друза или бедуина получает выплаты автоматически, без всяких критериев. "Важно указать, что количество получающих выплаты мало в масштабах ЦАХАЛя", - говорит Гила Коэн, одна из адвокатов, подавших этот иск от Юридического форума за Эрец Исраэль. "Речь идет о тысяче семей на всю армию, при этом большинство уже получают "ташлумей мишпаха". И деньг, выплачиваемые женам в рамках этого законодательства, не такие большие, 2800 шек в месяц – это ниже минимальной зарплаты, не говоря уже о средней зарплате в стране".

Должны воевать и заботиться о пропитании семьи

- Почему армия вообще должна выплачивать деньги жене солдата, ведь он на обязательной срочной службе?


- Это часть базовых нужд солдата, - отвечает Эфрат Фильбер, мать Ариэля, служащего в отборной части. – Так же как армия заботится о еде для солдата, воде и спальных принадлежностях, когда он женится надо заботиться о пособии для жены, о которой он под хупой обещал заботиться. Депутат Кнессета Аюб Кара утверждает, что у друзских жен есть религиозная проблема идти работать. Но если вспоминают религию, то по Галахе и мой сын обязался обеспечивать жену и армия не позволяет ему делать это. У них есть "акд", у нас есть "кетуба".

Шира (23 года) и Ариэль (23 года) поженились сразу после того, как он закончил сержантские курсы – через год после мобилизации, Шира тогда началу учиться в колледже. Они решили пожениться, хоть знали, что не получат "ташлумей мишпаха", потому что Шира еще не закончила первый учебный год.

- Почему не подождали несколько месяцев? Ведь вы видели, что не будете соответствовать критериям?

- Душевная близость между нами вела к свадьбе и мы поженились", - говорит Шира. – "Мы были знакомы уже 2 года. Я не могу регулировать свою жизнь по указаниям армии".

Поздняя учеба не случайна. Шира – после 2 лет Шерут леуми (гражданская служба, которую обычно проходят девушки из сионистско-религиозных семей вместо военной службы) и Ариэль до армии добровольно отслужил год. Ариэль и Шира обратились в комиссию по исключительным случаям в надежде получить это пособие, но безуспешно. После сомнений со стороны Ариэля, не хотевшего этого, решила семья обратиться к армейскому уполномоченному по жалобам со стороны общества, что также не помогло. Вследствие юридической помощи семья выяснила, что друзские и бедуинские солдаты получают это пособие без всяких критериев.

"Нет для проблемы, что друзский или бедуинский солдат получает это пособие. Любая молодая семья, особенно если муж служит в боевой части, нуждается в такой помощи. Не имеет значения он друз, бедуин или еврей", - говорит Эфрат Фильбер. – "Мне мешает дискриминация моего сына и других семей, солдат нуждается в этом пособии для семьи, чтобы быть сосредоточенным на военной службе, а не на финансовых проблемах и ссорах с женой".

Эфрат обратилась в Юридический форум за Эрец Исраэль, который уже получил жалобу на эту тему, и при их содействии был подан иск.

ЦАХАЛ поощряет безработицу

Шира, жена Ариэля, подчеркивает, что это не борьба против друзских или бедуинских солдат: "Мы не против права друзов или бедуинов получать это пособие, как СМИ пытаются представить нас. Хотели столкнуть нас с ними в радиопередаче и я отказалась. Мы всего лишь хотим минимальную экономическую помощь, полагающуюся нам, и чтобы критерии были равноправными. У нас нет дополнительного финансового источника. Мой муж – солдат и он не может работать и подзарабатывать и я интенсивно учусь 5 дней в неделю и не могу существенно подзарабатывать. Сейчас академическая степень – это минимальное требование на рынке труда. Армия хочет выбросить меня с рынка труда? Более того, иногда мне кажется, что армия полагает, что и жена солдата должна жить по указаниям генштаба. У меня есть подруга, которой также не дали это пособие, и сержантша в канцелярии сказала ей: "В чем проблема? Забеременей!" (чтобы получить пособие как беременная), другой подруге сказали: "Так прерви учебу и продолжи потом" (когда муж закончит службу) Армия должна понять, что мы не солдатки, а обычные гражданские лица".

В иске утверждается, что такие указания увековечивают безработицу среди бедуинских и друзских женщин, Эфрат добавляет: "Есть в указаниях параграф в отношении друзских и бедуинских женщин, согласно которому если они идут работать, то из пособия вычитают их зарплату. Например, если ей полагалось 3800 шекелей, она работала и заработала эту сумму, то ничего не получит от армии. Так зачем им идти работать?"

Одно из утверждений в иске – что экономическая ситуация приводит к напряжению между супругами. Хоть Ариэль и Шира говорят, что у них- в этом аспекте все в порядке, Эфрат рассказывает, что не всегда ситуация проста: "К сожалению, я знаю случаи, когда семьи развелись или были близки в этому из-за напряжения в результате финансовых трудностей".

- Все эти трудности не приводят вас к мысли, что предпочтительнее не жениться во время срочной службы в армии?

Шира мгновение колеблется и отвечает:
- Это жизнь. Я бы не начинала роман с парнем, заранее предполагая выйти замуж когда он в армии. Но если два человека уже становятся парой, армия не должна их разлучать.

Эфрат улыбается и говорит:
- И я вышла замуж за солдата. В 1982г. мой муж пошел на войну "мир Галилее" менее, чем через неделю после свадьбы. Он проходил срочную службу, а я училась в университете Бар-Илан. Мы получали "ташлумей мишпаха" и это очень помогло нам справиться с финансовыми трудностями. Сейчас я могу сказать: счастье, что мы поженились когда были молодыми и глупыми.

Для будущих поколений

- Ариэль демобилизуется через месяц. Не предпочтительнее ли просто тихо прожить этот месяц и закончить эту историю?

- Это не частное дело, - говорит Шира. – Это очень принципиально, речь идет о кривых указаниях армии. Каждая семья может сказать, что служба вскоре закончится или найти другие причины, но кто-то должен положить конец этой дискриминации.

- Я согласна с Широй, - говорит Эфрат. – У нас был список примерно 50 пар, которые хотели подписаться род иском, но многие решили не подписываться из-за различных причин. Я не сужу их, это их полное право, но если бы под иском было 50 подписей, это звучало бы сильнее, чем при 6 подписях.

- Ариэль говорит, что это очень символично, что мы закончили оформление иска в ТУ би-Шват, потому что это напоминает историю Хони а-Меагеля и старика, сажавшего рожковое дерево. Когда Хони спросил того, зачем он сажает рожковое дерево - ведь не удостоится увидеть плодов, ответил старик, что будущие поколения будут есть плоды дерева и это важно.

("Макор ришон" 11.02.11)


Перевел Моше Борухович
МАОФ