Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Если подытожить позиции руководства Израиля и руководства палестинцев, то, похоже, нет разногласий по главному вопросу создания палестинского государства. Наблюдается явное сближение позиций по вопросу постоянных границ. Имеет место определённое сближение позиций и по вопросу Иерусалима. Остались разногласия в основном по вопросу “права на возвращение».

И это всё не является неожиданным. По всем вопросам, где наблюдается сближение позиций Израиля и палестинцев – всегда именно мы шли на сближение позиций с палестинцами, тогда как они не сдвигались ни на миллиметр навстречу израильской позиции. Палестинская позиция неизменна: палестинское государство в границах 1967 года со столицей в Иерусалиме (похоже, они даже не утруждают себя упоминанием о Восточном Иерусалиме? – прим.перев.) и реализация права на возвращение. Израильские лидеры согласны на палестинское государство «почти в границах 1967 года» с палестинской столицей в Иерусалиме (неужели и они не конкретизируют – Восточный Иерусалим? – прим.перев.), только Западная Стена должна остаться в наших руках.

Палестинцы имеют терпение. Они ждут, что Израиль продолжит уступать, так что в конечном итоге примет все их требования.

У тех, кто следил за речью Нетаниягу в американском Конгрессе, создалось впечатление, что они не так уж и ошибаются.

Двойная ошибка Нетаниягу

Глава правительства Биньямин Нетаниягу на минувшей неделе совершил две ошибки. В первый раз, пойдя на фронтальное противостояние с Обамой после его речи в американском Конгрессе, во второй раз, ответив на речь Обамы на Конференции произраильского лобби американских евреев ЭЙПАК пылким заявлением: «Я солидарен с желанием президента Обамы продвинуть мир и ценю его усилия в прошлом и в настоящем, чтобы достичь этой цели. Я настроен решительно на то, чтобы действовать вместе с президентом Обамой в поиске новых путей для переговоров о мире. Мир – это настоятельная потребность для нас всех!»

Нетаниягу ошибся в этом своём взволнованном заявлении, потому что декларация Обамы о границах 1967 года – это пустые слова, ничего не значащее заявление. Позиция палестинцев ясна и недвусмысленна, и американцы откровенно поддерживают её: территории Иудеи и Самарии составляют 5500 кв.километров, включая Иерусалим, без сектора Газы. Они хотят получить от Израиля 5500 кв.километров – ни одним кв.метром меньше. В рамках этих размеров получат высоты справа или слева от зелёной линии, что им не столь важно. Это и есть истинный смысл «обмена территориями». Израиль отступит там, они отступят тут – вот это и есть «обмен».

Это означает, кстати, что если Западная Стена останется под израильским суверенитетом в рамках постоянного урегулирования, Израилю придётся заплатить за это территориями, которые были под нашим суверенитетом до 1967 года.

А что до территорий, которые палестинцы будут готовы получить в рамках пресловутого «обмена территориями», то и тут у палестинцев имеется чёткая и решительная позиция: они требуют «качественные территории», но незаселённые. Другими словами: не пески Халуца – это действительно бросовые пески (может быть, что после того, как изгнанники из сектора Газы завершат работы по приведению этих земель в состояние расцвета, палестинцы таки возжелают их…), и не арабские деревни. Умм эль-Фахм, Бака эль-Гарбия и Калансуа останутся под израильским суверенитетом вместе со своими «израильскими палестинцами», гражданами Израиля (в самом деле! Зачем терять такой «отличный резерв» с далеко идущим потенциалом на будущее! – прим.перев.). Абу-Мазен хочет пустые, незаселённые территории.

А как это слышится палестинцам?

Нетаниягу ошибся, пойдя на фронтальное противостояние в Обамой. В то время как граждане Израиля с неослабным вниманием слушали речь Обамы, произнесённую им в американском Конгрессе в прошлый четверг, в соответствии с тем, как израильтяне воспринимают его мировоззрение, я попробовал воспринять эту речь – как мне приходилось делать это не раз, - как если бы я был палестинцем. Право же, иногда куда приятней быть евреем-сионистом.

Обама представил принципы, которые ни один из верных Эрец Исраэль не может принять. К величайшему сожалению, часть этих принципов уже приняты Нетаниягу. Палестинское государство, границы 1967 года, никак не выражено отношение к праву на возвращение – эти моменты вызывают совершенно естественное и справедливое возмущение любого правого.

Но к нашему большому счастью, Обама представил и принципы, которые ни один из палестинских лидеров ни за что не примет. Обама совершенно нечаянно предоставил Нетаниягу пространство для маневра. Если он только захочет, он приведёт в ситуации, что именно Абу-Мазен скажет «НЕТ!» плану Нетаниягу. Вместо объявления войны Обаме он бы мог, хитро подмигивая, благословить президента США на «провозглашение мира на поколения» вкупе с «двумя государствами для двух народов - государства Израиля для еврейского народа и палестинского государства как национального дома для народа палестинского». Но само выражение «еврейское государство» - красная тряпка для палестинских главарей, для любой палестинской администрации. А это основополагающий принцип Нетаниягу, единственный сионистский принцип, который у него ещё остался. Все понимают, что еврейское государство не сможет сосуществовать с правом на возвращение «палестинских беженцев».

Нетаниягу мог бы поприветствовать слова Обамы: «Палестинские лидеры обязаны в ближайшие же недели дать вразумительный ответ на вопрос, как мы могли бы продолжить нашу дорогу к миру» - фраза, равноценная пощёчине Абу-Мазену, который публично показал свою приверженность и поддержку ХАМАСу, подписав с ним соглашение.

И основной маршрут столкновения Абу-Мазена с Обамой - в той части речи Обамы, где он выступает против палестинских инициатив обратиться к объединённым нациям и ООН с просьбой признать в сентябре палестинское государство – политический флагман палестинской администрации. Обама был вполне конкретен, сказав: «Символические шаги, имеющие своей целью изолировать Израиль в ООН в сентябре, не приведут к созданию независимого государства». На самом деле он указал Абу-Мазену на необходимость выбора - или продолжение сотрудничества, при этом отринув путь обращения в Совет Безопасности, или обращение в Совет Безопасности и противостояние с США.

Если я правильно понимаю палестинскую позицию, каковая имеет место последние полтора года, Абу-Мазен уже сделал выбор, и это вторая упомянутая возможность. В воскресенье на пресс-конференции, организованной после встречи с главой иорданского правительства Маруфом Аль-Бахитом, Абу-Мазен впервые коснулся речи Обамы, сказав, что Израиль обязан признать право палестинских беженцев на возвращение, а также возместить им их изгнание. Он прибавил, что Израиль должен признать Восточный Иерусалим частью оккупированных территорий.

Абу-Мазен очень чётко отметил: «ХАМАС – это часть палестинского народа, являясь действующей оппозицией в соответствии с законами демократии». Посему палестинская администрация вышла на конфронтацию с Обамой.

После хитрого подмигивания и похвал в адрес Обамы и Нетаниягу мог бы сказать, как бы между прочим, что требование отступления к границам 1967 года неприемлемо и никогда не сможет быть выполнено. Точка!

(«Мацав а-руах» 27.05.11)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ