Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Ни для кого уже не секрет, что выглядевшая вначале как стихийный социальный протест демонстрация против подорожания жилья активно используется левыми для дискредитации правительства Ликуда. У нормального человека немедленно возникает недоумение: неужели левые не понимают, что подорожание жилья вызвано в первую очередь тем, что под давлением их же левых идей уже много лет не застраиваются склоны холмов Иудеи и Самарии, обращенные к Тель-Авиву и Иерусалиму?



Проблема подорожавшего жилья возникла не внезапно, а накапливалась долгие годы. Слава Богу, Израиль, в отличие от других развитых стран, не страдает уменьшением рождаемости. По данным статистического управления, с 1999 года в среднем около 44 тысяч новых семей в год хотят обзавестись собственным или съемным жильем, при том, что строится за год всего около 33 тысяч единиц жилья. Кто же виноват в недостаточном строительстве?

Вспомним, что около 93% земли принадлежит государству. Оно выделяет землю под строительство, и оно же выдает все необходимые разрешения для строительства на частной территории. Частные владельцы при такой конъюнктуре цен практически полностью реализовали свои возможности. Значит, главная ответственность лежит на государстве и одной из первых ее должна нести именно лидер оппозиции Ципи Ливни, которая была министром строительства в правительстве Шарона (2004-2005 гг.). Вспомним, что она также поддержала выселение 1700 семей из Гуш Катифа, которые в большинстве своем до сих пор ютятся в разваливающихся времянках и пополняют длинную очередь желающих приобрести нормальное жилье.

Итого, с 1999 года накопилась недостача 120 тысяч квартир и, по закону спроса и предложения, цены нещадно лезут вверх. ЦСБ отмечает подорожание на 63% за последние 4 года, из них 13.7% за последний год. Логично предположить, что уж за эти последние 13% целиком отвечает нынешнее правительство, но не только оно одно.

Основная проблема застройки: где же взять землю под строительство? Подавляющая часть спроса – это поиск квартир в Гуш Дане (то есть в Тель-Авиве и его окрестностях) и в нашей столице - Иерусалиме. Естественно, при таком массовом дефиците дорожают квартиры даже в Галилее и Негеве, но строя только там проблему не решить. В Иерусалиме и Тель-Авиве практически нет резервов для строительства. Прибрежная полоса от Хадеры до Гедеры представляет собой почти сплошную застройку, где в тесноте ютятся около 80% населения страны. Здесь же находится большинство промышленных и торговых зон и непрерывно расширяющиеся базы хай-тека. Дальнейшее массовое строительство здесь может идти только за счет общественных парков и пляжей, уникальных дюн и насаженных рощ, против чего справедливо возражают «зеленые». Есть еще резерв в повышении этажности, сносе малоэтажных кварталов и строительстве на их месте небоскребов. Без этого не обойтись, но это долго, хлопотно и дорого и не даст ощутимых немедленных результатов. К тому же часть старого малоэтажного Тель-Авива представляет собой историческую и архитектурную ценность.

В то же время на расстоянии 30 километров (получаса езды) от Тель-Авива находятся города и поселки Западной Самарии, в которых строительство «заморожено» с 1992 года. Еще до заключения договора Осло первое, что сделал Рабин, – это на пике массовой алии и роста цен на жилье заморозил не только строительство, но и продажу готовых домов в Иудее и Самарии. С тех пор «оттепели» в строительстве – это, скорее, исключение, чем правило. По поводу последнего объявления о строительстве 400 квартир в Шомроне шумит и левая и правая пресса, но это же капля в море, да и строительство еще не начато. Какой подрядчик захочет немедленно приступать к делу, если опыт показывает, что через несколько месяцев строительство внезапно могут опять остановить на неопределенный срок?

Закон спроса и предложения действует и в свободной и в несвободной экономике. Мы помним, что в СССР, где квартиры не продавались, а распределялись, цена жилья могла доходить до цены человеческой жизни. Само по себе уменьшение бюрократических препятствий, понижение цен на землю и налогов на съем и продажу не уравняет спрос и предложение. Это только приведет к увеличению сверхприбылей в кармане строителей и владельцев.

Несмотря на правильные меры, принятые нынешним правительством (развитие общественного транспорта, строительство общежитий для студентов, и др.) в отсутствие массового и быстрого строительства в Иудее и Самарии цены на жилье не только не остановятся, но и продолжат идти вверх. Именно поэтому, а также для того, чтобы обезвредить провокацию левых, группа молодежи из правого крыла Ликуда (движение «Еврейское руководство») принимает участие в «квартирных демонстрациях» под лозунгами «Решение проблемы – застройка западной Самарии» («Питарон – маарав а-Шомрон») и «Ариэль, строй в Ариэле!» (Ариэль Атиас – министр строительства).