Maof

Wednesday
Nov 06th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Когда подросток доходит до возраста бар-мицвы и его вызывает к чтению Торы, принято, что его отец говорит благословение: "Барух ше-птарани ме-оншо шель зе". Принятое объяснение, что пока ребенок не достиг 13 лет, отец отвечает за его проступки. Но после того, как он достиг возраста выполнения заповедей, он сам отвечает за свои действия.

По поводу этого объяснения есть много вопросов. Например, если до 13-летнего возраста ребенок вообще не обязан выполнять заповеди, то за что несет наказание отец? И что делают, если поведение ребенка было примерным? Зачем в этом случае отец должен произносить это благословление и от какого наказания он освободился? И вообще, ведь в возрасте 13 лет подросток еще не выходит из-под ответственности родителей и не начинает самостоятельную жизнь. Т.е. отец все еще ответственен за него. Есть еще вопросы и есть немало ответов, обсуждений, пильпулим.

И причина в том, что ни один из ответов недостаточен. Так это в галахических комментариях: когда есть много комментариев, причина этого, как правило, в том, что ни одно из объяснений недостаточно. И основная причина того, что ни одно из объяснений не удовлетворяет нас, просто потому что все мы знаем, что ни один родитель не прекращает быть ответственным за ребенка, когда тому исполняется 13 лет.

Так что можно благословить "Барух ше-птарану" с закрытыми глазами и большой каваной, но если ребенок вернется домой слишком поздно, родители будут переживать от волнения и когда через несколько лет он попросит машину, еще не родился отец, который отреагирует в изумлении: "Но ведь я сказал: Барух ше-птарану".

*

Несколько лет назад провело правительство Израиля "размежевание". Было обещание, повторявшееся вновь и вновь, что "мы здесь, а они – там", и что закончилась "оккупация" и мы уже не ответственны за то, что происходит за забором. Сектор Газа был полностью "очищен" от еврейского присутствия. Нач.генштаба в отставке, генералы запаса и действующие политики – все обещали, что с той минуты у палестинцев не будет никакой причины продолжать обстреливать ракетами и минометными снарядами.

Итак, мы сказали "Барух ше-птарану", ушли оттуда – но обстрел "кассамами" усилился, Хамас пришел там к власти и все остальное относится к следующей редакции книги "Парад глупости".

Но кроме всего этого, есть еще кое-что. До сих пор – несколько лет после "размежевания" – в глазах всего мира мы все еще воспринимаемся как "оккупанты". Благодаря успешной арабской пропаганде, мы считаемся ответственными за каждого подростка из Хан-Юнеса, у которого вскочил прыщ на носу, а также за дефицит кориандра в Газе.

И не только там. В Иудее и Самарии более 90% "палестинцев" живут под управлением ПА. Лишь несколько тысяч остались под контролем Израиля. И все еще большинство мира уверено, что мы "оккупанты". И не только большинство мира – и немало израильтян продолжают говорить об "оккупации".

Так что, как тот отец на бар-мицве, и мы сказали "Барух ше-птарану" и все еще ответственны за ситуацию с листьями салата на рынках Газы. Мы все еще "оккупанты", и правительство обещает вновь и вновь, что в обмен на мир мы будем готовы прекратить несуществующую оккупацию.

Другими словами, у палестинцев есть все причины в мире утверждать, что евреи вновь ведут себя как обманщики на базаре: после того, как давно нет оккупации израильские проходимцы пытаются вновь получить что-то в обмен на обещание прекратить оккупацию. Так что удивляться, если после речи Нетаниягу арабы вновь кипят от злости.

*

Один оптовый торговец одеждой обсуждал со своим торговым агентом, что делать с 30 рубашками, оставшимися от летнего сезона.
Поразмыслил агент и спросил: "По какой цене Вы собирались их продать?"
Ответил торговец: "Мне каждая рубашка стоила 5 рублей. Я согласен потерять целый рубль на каждой рубашке лишь бы избавиться от них".
Ответил агент: "Сделаем так: пошлем пакеты по 5 рубашек в магазины удаленных провинций и приложим письмо: прилагаются 4 отборные рубашки по цене 5 рублей за рубашку. Они обнаружат 5 рубашек вместо 4 и будут сыты, мы получим с каждого магазина по 20 рублей – по 4 рубля за рубашку, как вы хотели"
"Хорошо", - согласился оптовый торговец.
Через несколько недель агент спросил того, получены ли уже деньги за рубашки?
Тот вздохнул: "Эти жулики из провинции все вернули по 4 рубашки с запиской: "Они уже вышли из моды".
(Из рассказов Алтера Друянова)


*

Часто мы жалуемся, что несмотря на то, что вышли из Шхема, Дженина, Хеврона и всего сектора Газы, все еще продолжают видеть в нас "оккупантов".

Злит считаться "оккупантом", когда уже годы как нет оккупации. Но есть в этом преимущество: можно потребовать плату на прекращение несуществующей оккупации. Можно продать "товар" еще раз, и это даже справедливо: ведь они еще не заплатили за прекращение "оккупации" в первый раз.

Это настоящая причина злости палестинцев после речи Нетаниягу: уже годы они ведут пропаганду об ужасах "оккупации" – не существующей. И вот приходит Нетаниягу и говорит: "Знаете что? Мы готовы покончить с "оккупацией" в обмен на несколько шагов с вашей стороны".

"Но, минутку", - кричит Абу-Мазен, - "как вы закончите оккупацию, которая не существует, и почему я должен платить за это?"

Что напоминает обсуждение, которое было (или не было) на международной конференции между израильским и палестинским представителями.

Последний орал: "Я не понимаю, что сделали несчастные палестинцы евреям, что те так издеваются над нами".

Израильский представитель немедленно ответил: "Это потому, что вы украли у нас одежду".

Палестинский представитель выглядел пораженным: "Чего вдруг? Когда это случилось?"

Израильтянин: "Когда римляне сожгли Храм, евреи были черны от копоти. Спустились к Шилоаху искупаться. Оставили одежду на берегу, и тогда пришли палестинцы и украли".

Палестинский представитель вскипел от злости: "О чем ты говоришь? Тогда вообще не было палестинцев.

Израильтянин сел поудобнее и сказал: "Давайте продолжим с этой точки".


*

И если уж говорим

*

Президент Обама напомнил в своей речи, что США признали Израиль сразу после его создания. Это правда, но не вся правда. Если уж говорим о прошлом, то США противились провозглашению еврейского государства и требовали создать "режим опеки". Когда Израиль был атакован 7 арабскими армиями в 1948г., США объявили об эмбарго на поставки оружия – которое ударило только по Израилю. Белый дом требовал интернационального статуса для Иерусалима и ввел санкции против Израиля после того, как Бен-Гурион не капитулировал перед американскими угрозами. И мы еще ничего не сказали об изгнании евреев, которые бежали из нацистской Германии и добрались до побережья США, - они были изгнаны обратно к концлагерям. И есть еще много чего, что можно сказать о прошлом.

("Исраэль а-йом" 27.05.11)


Перевел Яков Халфин
МАОФ