Известное правило из театрального мира: профессор, появляющийся в первом действии, выступает со скучной лекцией в действии третьем. Но пока напряжение растёт: на первом этапе турнира "Маккаби" (Нетаниягу) посылает на сцену проф. Трахтенберга, а "а-Поэль" (Дафни Лиф) выступает с проф. Йона. Болельщики восторженно вопят, и Платон танцует на своей могиле, или где-то там в пещере. Вот вам государство, управляемое двумя группами профессоров, которые вышли из университета на городскую площадь, где они ведут учёные, исполненные напряжения споры о философии социальной справедливости. Но у философов с обеих сторон есть масса полномочий при нулевой ответственности. А посему это закончится не слезами, а лекциями.
И все же, до чего инфантильным мечтателем надо быть, чтобы поверить, что под давлением дискуссий в палаточном Гайд-Парке Нетаниягу поменяет своё имя на Дов Ханин–Яхимович, оставит свое мировоззрение и сделает то, что, на его взгляд, разрушит экономику страны, нанесет ей вред, заодно причинив тяжкий ущерб слабым слоям населения. Вы, Ицик Шмули, уступили бы давлению улицы в вопросе социальной справедливости, как вы её понимаете? А вы, Став Шапир, перестали бы ли быть феминисткой, если бы 100 тысяч демонстрантов кричали под вашими окнами: «Хватит с нас кошачьего феминизма!»? Вы действительно представляете себе, что то, чего вы никогда не сделаете, сделает Нетаниягу, стоит только чуть посильнее надавить на него?
Поразительно, но ответ на этот вопрос, скорей всего, положительный. Это верно – за тридцатилетними, что обосновались там, в палатках, скрываются всевозможные более опытные и старшие циники и специалисты по сенсациям, типа Эльдада Янива, знающие, что всё это не что иное, как спектакль, цель которого свалить правительство. Никакая социальная справедливость их не интересует! Но у меня создалось впечатление, что у самой молодёжи есть детская левацкая наивность, из-за которой у них нет места для сравнения их идейных ценностей с ценностями Нетаниягу.
«Почему они ездят в Шабат? - спросил меня однажды младший сын, когда мы проводили Шабат в большом городе. – Ведь в Торе написано…» Я сказал ему: «Они не знают, насколько важна Тора». – «Так ты скажи им!» - умолял меня ребёнок. Но ему было тогда 3 годика, а этим «деткам» под тридцать! В их мире нет места для спора между двумя интеллектуальными позициями и идейными ценностями, которые (и те, и другие) хотят блага стране. Они верят, что существует только их позиция, что нет никого, кто бы думал по-другому – что хорошо, что правильно, что справедливо. А тот, кто мыслит и действует иначе, тот сознательно действует во вред государству, дабы обогатить своих друзей магнатов. Такие лозунги им написали на плакатах, и они верят в это. При таких обстоятельствах действительно можно верить, что стоит только надавить на Нетаниягу посильнее, и он перестанет делать плохие вещи и примется вершить справедливость.
Наверно, это и есть ответ на интересный вопрос, какова всё-таки связь между социально-экономическими левыми и теми, кого у нас называли левыми еще месяц назад? Почему те, кто придерживаются социального государства, верят в стремление Абу-Мазена к миру, а размышляющие в терминах свободного рынка, считают, что палестинское государство приведёт только к войне и "касамам" на Тель-Авив? Какая связь?
Эта связь – смесь наивности и высокомерия. Вот такого типа: Я верю, что раздел на два государства – логичное решение, и это немедленно трансформируется у меня: «все знают, что…» Если кто-то говорит иначе, у него есть причины кривить душой, но он на самом деле не думает иначе, ведь иначе думать невозможно, ведь нить моих размышлений единственно возможная. Даже если Саиб Арикат говорит, что не будет решения двух государств для двух народов, я ему не верю. И он знает, и все знают, что только это и является решением".
Я уже упоминал тут перлы Йоэля Маркуса времён второй интифады: "Никто не представлял себе, что оружие, которое мы передаём палестинской администрации, будет повёрнуто против нас". Да, это верно: десятки тысяч человек представляли себе, что так и будет, они кричали об этом на улицах, но это не те люди, с которыми надо считаться – ведь они всегда выступают со своими странными мнениями, которые нельзя принимать всерьёз, и нельзя даже думать, что они сами верят в это.
И на этот раз говорили: никогда такого не было в государстве Израиль, чтобы так много народу покинули свои дома и вышли с протестом, перебравшись в палатки. Верно, что такое бывало уже, как минимум, десять раз, но тогда это делали люди, с которыми мы не считаемся, с которыми нет смысла спорить – они же говорят вещи, о которых все знают, что это неверно. Ну, а сейчас впервые в Израиле люди делают это.
Где тот профессор, который научит этих студентов тому, что отказ признать, что есть другое мнение и его надо уважать – это тоже разновидность социальной несправедливости.
("Макор ришон" 19.08.11)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ