Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
"Ни у кого нет монополии на иудаизм", - неоднократно повторяла радиореклама, заказанная совместно государственными и несколькими частными организациями.

Если бы не эта фраза, то инициатива, стоящая за этим объявлением, была бы вполне достойна искренней похвалы. Стоит приветствовать любые инициативы, делающие доступными для всех израильтян молитвы и духовные переживания Йом Кипур (Судного Дня).

Но мне режет слух приведенная выше фраза из рекламы. Она как будто обвиняет: «Вы, религиозные, украли у нас Тору!" Даже реклама компаний, помогающих получить что положено от органов соц.обеспечения, не позволяет себе такие вопиющие намеки в адрес Битуах леуми. Но против религиозной общины все средства хороши. Другими словами, реклама утверждает: "Вы, израильтяне, хотите лучше понять смысл этого святого дня. А в дискомфорте, который вы чувствуете, виноваты исключительно религиозные, которые обращаются с иудаизмом, как со своей собственностью (монополией)". Может, все же в этом дискомфорте есть и ваша собственная вина?

Когда я услышал это объявление в первый раз, то я думал, что за ним стоит реформистское движение - те, кто называют себя "прогрессивным иудаизмом", намекая, что все, кто соблюдает религиозные традиции, являются "отсталыми". К моему удивлению, за объявлением стояли вовсе не реформисты. А когда я услышал среди других организаций, давших эту рекламу, и название "Раввины организации Цоар», то окончательно растерялся. Поскольку прегрешения человека пред человеком Йом Кипур не искупает (такие грехи требуют прощения со стороны самого пострадавшего), зачем же перед таким важным днем ни с того ни с сего поливать грязью целое сообщество?

На самом деле иудаизм все-таки является монополией, и монополист тут Всевышний. Еврейский народ создан Творцом, избран Им и постоянно находится под Его непосредственным наблюдением. Евреи одним своим постоянным присутствием на сцене истории указывают на наличие Его сверх-природных сил.

Это очень верно, что путь к полному воплощению иудаизма не находится в кармане у тех или иных людей или объединений. Иногда, как, например, в случае сионизма, люди, которые сбросили с себя бремя заповедей, как оказалось, лучше исполняли волю Всевышнего в то время. Так что когда дело касается конкретного исторического воплощения иудаизма, есть много такого, чему стоит поучиться у нерелигиозных. Даже у тех, кто не верят в Бога, есть чему поучиться. Они тоже являются важной составной частью иудаизма, как кусочек мозаики, которую надо собрать, чтобы получить полный иудаизм, возвращающийся и воплощающийся в Стране Израиля. Это в наших общих интересах, чтобы израильское общество чувствовало себя комфортно со своей еврейской идентичностью. Пусть оно ее изучает и учится ей, пусть открывает ее для себя и развивает ее, пусть «играет» с ней. Мы должны и мы можем идти с этим очень далеко. Но, в конечном счете, нужно помнить одно – нет иудаизма без Бога.

Из всех общин, составляющих мозаику Израиля, только те, кого называют «религиозными» объявляют, что они служат Богу, а не наоборот. Даже среди них не ясно, какая часть на самом деле служит Всевышнему, а какая "использует" Его в своих собственных интересах. Возможно, все религиозные иногда служат, а иногда используют. Но, по крайней мере, религиозные евреи придерживаются принципа, что в центре находится Всевышний, а не человек. Люди служат Богу, а не наоборот - этот принцип верен только для религиозного общества.

Без этого принципа нет иудаизма, нет еврейства, нет страны и нет вообще ничего. Без этого принципа мы возвращаемся к язычеству в различных его проявлениях. Что поделать, еврейству не на что опереться без Всевышнего и никакие еврейские дела не могут без Него устоять долгое время, даже если это национальный суверенитет в Стране Израиля. Это закон истории. Вы хотите поиграть с этим, как с игрушкой - замечательно! Вы хотите, передвинуть и перестроить его так, чтобы он двигал вами и вдохновлял вас – это более чем замечательно. Это важно, это устраняет перегородки, стимулирует мышление, бросает вызов. Это действительно хорошо, это то, что нам нужно - до тех пор, пока не начинается незаслуженная лесть светским евреям и унижение евреев религиозных, что является двумя сторонами одной медали.

Открытость необходима, но она может легко превратить иудаизм в язычество, если и религиозные начнут изворачиваться и опасаться произносить в полный голос, что есть тот, кто обладает монополией на иудаизм. И это - Бог.

("Макор ришон")

Перевод сайта "Еврейское руководство"
www.manhigut.org