"Вершина магнитом тянет к себе"
Стр 64
1965 год
Эхуд принял твердое решение оставить армию и демобилизоваться ..... Арнан не мог скрыть своего разочарования .. Эхуд .. пытался разубедить основателя спецназа , доказывая Арнану , что ситуация в корне изменилась : Израиль движется к миру с арабскими соседями , и армия , таким образом уже не то место , где можно быть на сто процентов полезным своей стране.
Ты не понимаешь ! – убеждал Барак своего первого командира .- Через тринадцать лет я со своим сыном буду кататься на лыжах в Ливане ! Последнее , что может понадобиться Израилю , -это регулярные воинские подразделения , не говоря уже о спецназе ... «
Арнан не стал спорить , а только покачал головой . Впоследствии , вспоминая эту беседу , он скажет , что это был первый случай , когда Эхуд просчитывая ситуацию наперед , жестоко ошибся
Стр 61 . Из письма Э. Барака младшему брату Авиноаму во время его призыва в 1963г
« В течении всех лет , проведенных в армии , я шел только одной дорогой , которая всегда мне напоминала узкую тропу , ведущую к вершине. С одной стороны , вершина магнитом тянет к себе , и ты стремишься во что бы то ни стало ее достичь . Но , с другой – свернуть с этой тропы ты уже не можешь , по обе стороны чернеет бездна ..... другой настоящей дороги в жизни нет . Ты уж прислушайся к человеку , который прошел свой отрезок . Поверь , тропинка того стоит"
«Главой правительства ты сможешь стать и не будучи начальником Генштаба»
Стр 246- 251
В августе 1986 г . началась борьба за пост начальника Генштаба ЦАХАЛа
В январе 1987г Ицхак Рабин наконец назвал имя нового начальника Генштаба ЦАХАЛа – Дан Шомрон
.. у Рабина проходило внутреннее совещание , на котором все ближайшие помощники министра обороны уговаривали своего патрона , как можно быстрее сообщить в прессу о назначении Барака заместителем Шомрона . « Иначе завтра пресса начнет нас уничтожать !» -предупредил один из советников. .. фактически Барак становился преемником начальника Генерального штаба Дана Шомрона
Однако самому Бараку все происходящее не принесло удовлетворения . ... мысль о том , что ближайшие четыре года ему предстоит провести непосредственно в подчинении Шомрона , действовала угнетающе ... .
Обиженный и разочарованный . он ( Э. Барак) пригласил домой родных и самых близких друзей , чтобы объяснить почему , собственно он решил уйти из армии и заняться бизнесом .
Разумеется, перед этим он поделился своими планами .. с несколькими своими близкими друзьями , среди которых был Эйтан Хабер , начальник канцелярии министра обороны , один из тех кто возглавил группу поддержки кандидатуры Барака на пост начальника Генштаба.
Хабер отрицательно отнесся к решению Барака ... Большинство .. полностью одобрили решение Барака . « Какой смысл ждать четыре года и быть все время в напряжении ? –говорили родные .- А если Рабин поведет себя также , как повел сейчас ? А если тебе придется прождать еще одну каденцию ? Тогда ты все равно придешь к такому же решению , но уже в пятьдесят три года . Ты лучше увольняйся сейчас , когда тебе всего сорок пять .Чего ты боишься , Эхуд ? Ты –боевой генерал , был шефом АМАН , доказал все , что только можно . Так что главой правительства ты сможешь стать , и не будучи начальником Генштаба.
Барак молча слушал , автоматически кивал , однако на душе у него было неспокойно . Полностью соглашаясь с мнением близких людей , он тем не менее , ничего не мог поделать со своим упорным и строптивым характером . со своим « Я» , требовавшим , как обычно , одного –достижения цели. А главной целью Эхуда по прежнему оставался пост началика Генерального штаба ЦАХАЛа ., о котором он мечтал и к которому стремился на протяжении всей своей .. военной карьеры .
Наверное , впервые в жизни Эхуд не знал , какое решение принять . И тогда он обратился за советом к Эзеру Вейцману.
Внимательно выслушав молодого генерала армии , Вейцман спросил :
- Как думаешь , , если не уйдешь из армии , станешь начальником Генштаба ?
- Думаю , стану , -ответил Барак
- Тогда оставайся , -твердо сказал Вейцман .- Я был министром транспорта , министром обороны .. И , знаешь Эхуд , возможно , будь я начальником Генштаба , то сегодня вполне мог бы претендовать на пост главы правительства .Можешь пройти на кухню , и спросить у Румы .И она тебе скажет : если есть что то в жихни , что не дает мне покоя по сей день , так это тот факт , что я не готовил себя к посту начальника Генштаба . Если ты уверен , что тебя назначат на эту должность , оставайся в армии ..»
Комментарий
Для Барака высший пост в системе безопасности государства был не более, чем ступенька в политической карьере . И соответственно , достигнув этого поста , он принимал решения , основываясь не на соображениях национальной безопасности , а на интересах ЛИЧНОЙ политической карьеры
Как готовили соглашения Осло
Стр 313-314
Именно в этот тяжелейший для Израиля период , когда в Южном Ливане грохотали орудия и гибли израиьские ребята , далеко на севере Европы , в Осло , осуществлялись первые тайные контакты между представителями Израиля и палестинцами. Шимон Перес , занимавший в правительстве Рабина пост министра иностранных дел , и его правая рука Йоси Бейлин , взяли инициативу на себя , считая , чтоРабину не стоит особенно углубляться в детали переговоров , исход которых только прогнозировался. Соответственно не должен был об этом знать и начальник Генерального штаба . Однако Барак был полностью в курсе секретных переговоров в Осло –военная разведка всегда работала хорошо.
КОММЕНТАРИЙ
1 Барак свидетельствует , что архитекторы Осло готовили его за спиной главы правительства и главы сил безопасности( начальника Генштаба армии ) .Да так , что только военная разведка , благодаря оперативным мероприятиям , была в курсе происходящего
2 Военная разведка вела оперативные действия против собственных дипломатов
3 Осталось неясным , доложил ли глава военной разведки полученые оперативные данные главе правительства ?
Создание "военных" отрядов партии Авода
стр. 347
" Кроме того он ( Барак) предложил создать специальные отряды охраны премьер-министра из числа опытных солдат и офицеров боевых подразделений ЦАХАЛа , поддерживающих и разделяющих идеи партии Авода. По мнению Барака , если бы такие парни сопровождали главу правительства , это бы значительно снизило бы вероятность физической расправы над Рабином. Йони Корен посоветовался с Омером Бар Левом , сыном покойного начальника Генштаба Хаима Бар Лева , и они вместе взялись за реализацию такого проекта. Однако пресса , узнав об этом плане, раздула шумную кампанию , высмеивая попытки защищать главу правительства Израиля от своих соотечественников . В итоге от этой идеи пришлось отказаться."
Личные амбиции как аргумент принятия государственных решений
стр 371
Переговоры , полные драматических поворотов длилились до последней минуты .( ...) В итоге основной вопрос , препятствоваший подписанию декларации , сконцентрировалсявокруг намерения сирии четко определить понятие " палестинский террор " . Сирия ( ...) трактовала эту формулировку как " легитимную форму национальной борьбы за свободу и независимость " . Барак с такой редакцией категорическт не соглашался.
- Мы неоднократно обсуждали эту проблему с Шимоном Пересом , - сказал Моратинос Бараку . - Я занимался подготовкой итогового документа конференции в течении нескольких мечяцев . И уверен , что Перес согласился бы на формулировку , устраивающую Сирию .
-- Но я не могу вернуться в Израиль со своего первого международного форума с таким позорным документом ! -воскликнул Барак.- Я - министр иностранных дел. И если я соглашусь признать террор палестинцев национально-освободительной борьбой , то войду в историю , как самый неумелый и безпринципный глава МИД . Я не принимаю эту формулировку и , соответственно , не стану ставить свою подпись под итоговой декларацией .
Неуступчивость Барака сыграла свою роль : определение террора палестинцев как " освободительной" войны было воообще изъято из итоговой декларации.
Комментарий
В тот раз только личные амбиции Барака остановили согласие министра иностранных дел Барака государства на подписание документа , который он САМ СЧИТАЛ ПОЗОРНЫМ . Куда приведут страну личные амбиции Барака в следующий раз ?
Разговор с Рабином 2 ноября 1995г - Террор и выборы
стр 348
Барак продолжал убеждать главу правительства .
- Я не могу не сказать тебе о том , что меня волнует . Ты пообещал стране , что принесешь ей мир . А сегодня , за год до выборов, мы разорвали контакты с Сирией . Также неясно , сумеем ли мы довести решения всех проблем с палестинцами . Обсуждение вопроса окончательного урегулирования с ООП начнется в мае 1996 года , за полгода до выборов в кнессет. И Арафат , безусловно , представит все свои требования и в отношении Иерусалима , и в вопросе возвращения беженцев , и многое другое. Я не думаю , что для нас это будет полезный процесс. За несколько месяцев до выборов ты , Ицхак , можещь оказаться в тупиковой ситуации на переговорах с Сирией , уже не говоря о проблеме окончательного урегулирования с Арафатом .Да еще , вдобавок , под прессом хамасовского террора. Не знаю , что тогда может произойти
- Что ты предлагаешь ? -коротко спросил Рабин
Барак ответил не колеблясь.
- Я предлагаю остановиться. Сказать народу всю правду сегодня , а не в мае 1996 , накануне выборов в кнессет. Потому что тогда это будет выглядеть политической игрой , коньюктурой ... Только ты можешь это сделать , Ицхак . Тебе ,с твоим авторитетом , с твоим опытом и знаниями армии и национальной безопасности , сделать это будет намного проще , чем Шимону . Пойми : необходимо развеять в сознании народа иллюзию быстрого достижения мира. И у тебя нет другого выхода : скажи народу , чтобы он доверился тебе , положился на твой опыт. Объясни , что мир рано или поздно все равно придет в наш регион. Но сегодня необходимо идти к этой цели более взвешенно , спокойно и осмотрительно. Скажи , что в первую очередь ты будешь решать вопросы национальной безопасности страны , что путь , который нам предстоит пройти к миру , долог и труден ...
Барак предложил Рабину перенести начало переговоров с Арафатом по проблеме окончательного урегулирования с мая 1996 -го на январь 1997 года (то есть на после выборов -прим.) и , кроме того , обратиться за поддержкой своего курса к молодому поколению израильтян , к новым репатриантам , к национально -религиозному лагерю , исторически всегда являвшимися сторонниками Аводы .
С большинством предложений Барака глава правительства согласился , однако никаких конкретных обещаний не дал . " Я подумаю обо всем , что ты мне сказал ",- медленно произнес Ицхак Рабин
Барак вышел после этой встречи в отличном настроении , уверенный , что его слова упали на благодатную почву.