- Господин Фейглин, вы и в самом деле думаете, что у вас есть шанс на победу?
- У меня нет никакого сомнения, что в конце концов я одержу победу. Возможно, не на этих выборах, но раньше или позже это произойдет. Это уже третий раз, когда я борюсь за пост лидера «Ликуда». В первый раз я набрал 13%, во второй – более 23%. Безусловно, это – самые сложные праймериз из тех, в которых мне приходилось участвовать, так как сейчас мне приходится противостоять действующему премьер-министру, обладающему огромным влиянием и административным ресурсом. Но, повторю, у меня нет никаких сомнений, что в итоге, рано или поздно, я возглавлю партию. Знаете, прежде, чем самолет братьев Райт поднялся в воздух, их модели взлетали и разбивались десятки раз. Но каждая новая неудача прибавляла им опыта. Если я не получу на этих праймериз 51% голосов, то я не буду рассматривать это как катастрофу. Эти праймериз прибавят мне опыта. К тому же, что не менее важно, все больше и больше людей в «Ликуде» начинают понимать и разделять ту идею, с которой я пришел в ряды партии.
- И в чем заключаются эта идея?
- В том, что еврейское государство должно базироваться на еврейской самоидентификации. Не «иудейской», не религиозной, а именно еврейской. Кстати, я сам определяю себя не как религиозного человека, а именно как еврея. Просто еврея. Современное Государство Израиль, на мой взгляд, напоминает самолет, который вынужден постоянно уворачиваться от выпущенных в него ракет, и надо признать, пока ему это удается. И как пилот этого самолета Нетаниягу, кстати, заслуживает всяческих похвал. Но есть одна небольшая проблема. Самолет, он ведь должен не просто уворачиваться от ракет. Он еще должен куда-то лететь; у него должен быть пункт назначения. Так вот, я думаю, что знаю, куда мы должны в итоге прилететь.
- Что вы имеете в виду?
- …Я думаю, что то, как мы живем, когда мы радуемся тому, что еще один день прошел без каких-либо чрезвычайных происшествий, и мы не потеряли ни одного солдата и никто не погиб в результате ракетного удара – это глубоко неправильно. Вспомните, что, к примеру, в Кембридже уже не верят в само право Израиля на существование. Пока мы признаем такую фикцию, как палестинский народ, мир отказывается признать наше право на существование!
- Так что вы, собственно говоря, хотите сказать?!
- Есть несколько основных направлений, на которых мне бы хотелось сосредоточиться для исправления нынешнего положения дел. Первое – это еврейское воспитание. Каждый ученик в израильской школе должен ежедневно в течение одного часа изучать еврейскую традицию. Не как религию с предписанием руководства к действию – никто не имеет права требовать от него исполнять заповеди и вести религиозный образ жизни. Но еврей должен знать ТАНАХ, свою историю и традицию. Он не обязан молиться, но должен иметь представление о своих корнях.
Еще одно направление – семья. Сегодня государство Израиль практически работает на разрушение семьи. Быть в разводе или считаться незамужней и неженатым оказывается намного выгоднее.
Следующий пункт – община, которая всегда играла огромную роль в истории нашего народа. Я убежден, что семьи сильно выиграют от связей с общиной. Стоит усилить поддержку уже существующих общин – в том числе и с помощью изменения системы выборов, введя выборы по округам. В Америке, где выборы по округам, каждый американский гражданин может в любой момент обратиться за помощью к «своему» конгрессмену. А у нас, при системе выборов по партийным спискам, для того, чтобы решить какую-то проблему, нужно быть, как минимум, членом Центра «Ликуда».
- Как вы относитесь к атакам депутатов от правого лагеря на израильскую прессу?
- Я выступаю за свободу и против любого насилия, против навязывания кому-либо своих взглядов. Пришло время предоставить прессе полную свободу, чтобы она представляла все слои общества. Если араб из какой-то деревни хочет слушать свое радио – дайте ему такую возможность! Если диктор этого радио призывает нарушить закон – значит, пусть отправляется в тюрьму! Но у государства нет права решать, кто имеет право вещать или печататься, а кто – нет. Таким образом, я – за подлинную свободу слова…
- А экономики?
- У нас должна быть «еврейские» экономические отношения. Это означает существование по-настоящему свободного рынка, а не узкой группы олигархической элиты, которая держит в своих руках всю власть. То есть основа, становой хребет экономики должен быть капиталистическим, но на него следует нарастить в качестве «мяса» еврейские преставления о благотворительности и помощи ближнему. «Дикий» капитализм, не ограниченный соответствующей культурой – отвратительное чудовище. Свободный рынок должен дополняться такой же свободной и всеохватывающей взаимопомощью, а не принудительным государственным перераспределением.
- И вот эти идеи, по-вашему, и способны дать нам легитимацию в глазах интеллектуалов из Кембриджа?
- Британские интеллектуалы сами объясняют, что они отказываются признавать Израиль из-за разочарования в нас. Они надеялись на то, что «народ Книги» принесет миру новые духовные ценности, некую «благую весть, которая выйдет из Сиона». Мы же ничего нового не принесли, зато, якобы, возникновение Израиля породило новые войны и конфликты. Словом, они не скрывают, что разочарованы и считают, что «проект Израиль» пора закрывать.
- На чьи голоса в «Ликуде» вы рассчитываете?
- Я чувствую, что Нетаниягу нервничает. Он борется не за победу – потому, что уверен, что победит. Нет, он борется за каждый процент в итоговом счете праймериз, за каждого избирателя потому, что ему крайне важно получить абсолютное, непререкаемое лидерство. Нетаниягу сейчас тратит огромные силы и деньги на то, чтобы превратить «Ликуд» в партию одного человека – так, чтобы ему не нужно было вести диалог по судьбоносным вопросам с Центром и другими партийными структурами. И вот те, кого не устраивает такой ход событий и должны меня поддержать. В любом случае, у меня есть ощущение, что Нетаниягу не уверен в своей победе надо мной – слишком уж большие усилия он вкладывает на этот раз в предвыборную кампанию.
- Какие усилия?
- Ликудники чувствуют неимоверное давление – от мэров городов и руководителей местных отделений до рядовых активистов. До меня все время доходят слухи, что в адрес руководителей отделений поступают угрозы, что если они не обеспечат высокий процент голосования за Нетаниягу, то будут лишены своих бюджетов. У меня нет тех возможностей, что у Нетаниягу, но я с удовлетворением отмечаю, что в «Ликуде» происходят благотворные перемены. Многие ликудники понимают, что если они хотят сохранить партию, им нельзя позволить Нетаниягу достичь поставленной цели.
- Что вы думаете по поводу прихода в политику Яира Лапида и Ноама Шалита?
- Для меня главным событием минувшего года стала победа Шели Ехимович на праймериз в «Аводе». Эта победа говорит в пользу израильского общества. Я убежден, что взгляды Ехимович крайне опасны для Израиля. Но сам факт ее победы означает, что израильтяне хотят голосовать за лидеров, которые знают, чего они хотят и верят в то, что они говорят. А вот результаты опросов, касающиеся Яира Лапида, на мой взгляд, не делают чести израильскому обществу. Он еще ничего не сказал, а за него уже готовы голосовать - просто потому, что человек примелькался по телевизору.
- Ну, а что же по поводу Шалита?
- Ноам Шалит еще ничего не сделал для израильского общества, но уже очень много получил от него. Думаю, нет в стране человека, который не понимает, что освобождение 1000 террористов с кровью на руках – это крайне опасно; что нам, не дай Бог, возможно еще придется заплатить очень высокую цену за «сделку Шалита». Поэтому я считаю, что намерение Ноама Шалита баллотироваться в кнессет – это нарушение всех принятых в обществе норм. Выходит, что того, кто сумел как можно больше получить за счет общества и следует считать наиболее успешным и уважаемым человеком, и он может рассчитывать на получение голосов. Решение Ноама Шалита не делает чести ни ему, ни партии «Авода», ни Шели Ехимович, которые приняли его к себе с распростертыми объятиями.
Перевод сайта http://ru.mflikud.co.il/