"Бедный Менахем, у него проблема. Ведь я получил Синай и нефть. А что получил Менахем? Клочок бумаги" (Из интервью Ануара Садата газете "Нью-Йорк Таймс", октябрь 1980г.)
Никакой фактор не сможет повредить миру с Египтом, потому что никогда не было такого мира. Было именно то, что сказал тогдашний египетский президент Садат - клочок бумаги.
Я не знаю в истории человечества еще примера народа, который в оборонительной войне против государства, открыто призывавшего уничтожить его, - победил бы, занял незаселенную территорию, которая по закону не принадлежала угрожавшему государству, построил бы там свои поселки, оживил бы пустыню, обнаружил там большие залежи нефти и газа, - и после этого отказался бы от всего, разрушил свои поселки - и все это ради клочка бумаги.
Поскольку мирное соглашение с Египтом подписали здравомыслящие израильские руководители, мы вынуждены сделать вывод, что это был не мирный договор, а нечто другое.
Не с египтянами вел Менахем Бегин переговоры. Те были лишь субподрядчиками. Переговоры велись между самими евреями. Между стремлением к реализации своей идентификации и мечтой о "нормальности" ("быть народом как все"). У Менахема Бегина к этому добавилось сильное желание получить легитимацию со стороны левых.
Роль Садата заключалась в том, чтобы позволить евреям обмануть самих себя. В обмен на Синайский полуостров и нефть, в обмен на миллиарды долларов ежегодной американской помощи и, разумеется, американское оружие, превратившее египетскую армию в одну из самых мощных в регионе, - в обмен на все это соглашался Садат улыбаться перед телекамерами и расписался на клочке бумаги.
После подписания этого соглашения не возникло никакого существенного различия между египтянами и сирийцами, иракцами или иорданцами. Ненависть к Израилю осталась в сердцах арабов как была - с одним отличием: "мирное соглашение" с Египтом обеспечило постоянную взятку от Израиля главам египетского режима.
Израиль покупал египетский газ по сомнительным сделкам с частными компаниями, которые обеспечивали постоянный бакшиш Мубараку и его друзьям. И внутриизраильские связи между властью и капиталом процветали. Во имя сохранения "мира" с Египтом годами государство Израиль препятствовало попыткам поиска и развития газовых месторождений. По своим счетам за электричество мы платили "бакшиш" египетскому режиму, чтобы он продолжал поставлять нам иллюзию мира. Всем, кто занимался этим вопросом, было ясно, что в тот момент, когда египетский режим перестанет получать личную выгоду от этого, мыльный пузырь лопнет и вся развитая индустрия иллюзий "мира", строившаяся здесь со времен "мирного договора" с Египтом и с удвоенной энергией после соглашений Осло, - индустрия, которая помимо иллюзий создавала и невиданные политические карьеры и финансовые барыши, - вся эта виртуальная индустрия рухнет.
Они могут устраивать линч в нашем посольстве в Каире, а мы скажем, что это были индейские пляски для вызывания дождя. Они могут вновь и вновь подрывать газопровод, проходящий по Синайскому полуострову, они могут поставлять современнуе "катюши" в Газу (попробуйте отправиться в поездку по Синаю с патроном, оставшимся в рюкзаке с последних резервистских сборов, и увидите, как египтяне умеют искать оружие и боеприпасы на Синае...), они могут делать все - потому что мы не готовы признать, что никогда не было мира. Как утопающие за соломинку, мы держимся за сладкие иллюзии "нормальности", которые мы придумали сами себе, и мы не позволим фактам испортить нам теорию.
Кстати, и израильские арабы и бедуины удостаиваютсуа такого же иммунитета, как египтяне, из-за нашего психоза "нормальности". Израильтянин нуждается в арабе, чтобы забыть, что он еврей (ведь если не будет арабов, то окажется, что израильтянин - это еврей, и придется вернуться к еврейской идентификации), и поэтому израильтянин платит арабу любую цену, чтобы тот сотрудничал с ним в этом самообмане.
Сейчас, разумеется, возникает вопрос: что дальше. Все преимущества, которые мы должны были получить от "мирного договора" с Египтом, исчезли - включая иллюзии; а преимущества, доставшиеся Египту, переходят сейчас к новому режиму, по сравнению с которым Иран покажется умеренным. Как израильское правительство должно выбираться из этой ловушки "мира"? Важно, чтобы мы поняли, что любое реагирование в духе "не нагнетайте атмосферу" и "не злите египтян" дает легитимацию существующему положению и превращает его в новую исходную точку для еще более грубых нарушений с их стороны. Напомним, что Израиль разрешил Египту перебросить несколько батальонов на демилитаризованный Синай, чтобы они охраняли газопровод. Сейчас, когда нет поставок газа, нечего охранять. Израиль должен потребовать отвода этих сил к востоку от канала. Т.е. должно быть ясно, что ситуация может измениться в противоположную сторону. Египтяне, разумеется, откажутся и тогда Израиль сможет подать официальную жалобу на нарушение соглашения и перевести Египет в оборонительную позицию. Израиль тогда сможет потребовать от американского Конгресса приостановить финансовую помощь Египту, увязанную с этим договором, и самое главное - Израиль вернет себе инициативу и подготовит почву для превентивных действий на Синайском полуострове, к которым, как всем ясно, в недалеком будущем обяжет действительность.
("Макор ришон" 27.04.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ