Ситуация в Иране обманчива. Иранская экономика стонет под прессом санкций, но внешне иранская улица выглядит спокойной и не голодной. Западные государства набросили на Иран удавку, но представители десятков стран приехали туда на конференцию неприсоединившихся государств и в Тегеране празднуют. Наблюдателю издалека трудно определить является ли относительное изобилие в магазинах настоящей картиной или прикрашенной витриной режима.
Обманчива и общественная дискуссия в Израиле по вопросу, что делать в отношении иранской угрозы. Все противящиеся бомбардировке реактора сплелись в один клубок и непонятно, кто уговаривает не бомбить сейчас, подразумевая не атаковать никогда, а кто искренне думает о подходящем моменте и только призывает бомбить завтра, а не сегодня.
Так давайте наведем порядок в этом: речь идет о двух вопросах - одном настоящем и одном увиливающем.
Базовый вопрос - это то, что комментаторы называют: бомба или бомбардировка. Что предпочтительней: заплатить за бомбардировку реактора цену, которая может заключаться в граде ракет на Израиль, или жить под угрозой и делать ставку на то, что режим аятолл не рискнет бросить на нас атомную бомбу из-за баланса устрашения.
Это серьезный вопрос и нельзя игнорировать доводы с обеих сторон. Но анализ высказываний показывает, что большинство говорящих в Израиле и в мире решают в пользу бомбардировки и спор идет по другому вопросу: наступил ли уже тот момент, за которым израильская атака будет невозможной? Это профессиональный вопрос и даже среди специалистов в области безопасности и бывших высокопоставленных военных очень немногие имеют соответствующее образование и точные данные, и в любом случае нет сомнения, что у деятелей культуры, подписавших петицию, как и у комментаторов в СМИ, и у демонстрантов на площадях нет ни знаний, ни данных.
Так о чем же можно кричать и спорить до крови? Только об обманчивом вопросе: должен ли Израиль атаковать в одиночку или ждать, пока Америка даст согласие или ударит сама. Это увиливающий вопрос, лживый. Понятно, что лучше быть здоровым и богатым, чем больным и бедным. Никто не спорит, что лучше действовать вместе с Америкой, чем в одиночку. Вопрос, что мы должны делать, если Америка не даст согласие и не ударит сама. Позволить иранцам создавать атомную бомбу и жить под угрозой уничтожения или атаковать иранские реакторы и заплатить связанную с этим военную цену?
На эту тему мы не слышали ответственного ответа ни от Меира Дагана, ни от Амнона Шахака, ни от Амоса Оза, ни от Шимона Переса. Интервьюеры в СМИ не требовали от них дать ответ. Как приятны мечты и пожелания, чтобы Америка не оставляла нас и в решающий момент послала своих солдат умирать за нас, но эти сердечные мечты не заменят трудное решение. Что мы должны делать в предпоследний момент, если Америка оставит нас на произвол судьбы? По этому трудному вопросу правительство - и особенно глава правительства - должны принять решение. Убегающие от настоящего вопроса к розовым пожеланиям сердца ведут себя безответственно, независимо от того, являются ли они представителями системы безопасности в прошлом или работниками СМИ в настоящем.
("Макор ришон" 24.08.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ