Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В Нетаниягу есть все то, чем Обама не хочет быть, и наоборот. И все же Нетаниягу будет избран в Израиле по той же причине, по которой Обама был выбран в Америке. По одной и той же причине те, кто тоскуют по "старому Израилю", стремятся к "новой Америке"

Невидимая для глаза, как говорят дети: наоборот на наоборот, есть глубокая связь между тем фактом, что Обама был выбран на этой неделе и почти стопроцентным фактом, что Нетаниягу будет избран через 2 месяца. Несмотря, что на первый взгляд это кажется противоположным, Нетаниягу будет избран по тем же причинам, по которым выбран Обама в США. Может, легче увидеть это из угла зрения проигрывающих: Ромни не смог победить по той же причине, по которой Ливни и Яхимович не могут сейчас победить. республиканская партия выражает тоску по некой "старой доброй Америке", которая была, а сейчас ее нет. Эта тоска является DNA этой партии, ее самоопределением, и это же самоопределение израильских левых и левоцентристов. Даже выражение республиканцев "украли у нас Америку" как будто украдено и списано с выражения израильских левых "украли у нас страну". Ромни проиграл, потому что он говорит об Америке 1970г., и хоть он доказал, что многие миллионы американцев солидарны с ностальгией по той Америке, но все же Америка 2012 года - это другая страна, и тот, кто не понимает это, проиграет, если его конкурентом будет кто-то вроде Обамы, выражающий нынешнюю Америку.

В Израиле ситуация похожа, но с точностью до наоборот, и это запутывает. Ципи Ливни и Яир Лапид выражают тоску по "старому Израилю" 1970г., а Нетаниягу представляет современный Израиль. В обеих странах - Израиле и США - речь идет о существенных демографических изменениях от старого белого общества "плавильного котла" к многообщинности и культурной мозаике в новом обществе. В этом сходство, а все остальное - наоборот. Новое израильское общество - более религиозное, более привязано к семейственности, менее социалистическое, менее партийное, более стремится к свободной инициативе. В США все это признаки старой Америки. Новая Америка - светская, более позволяющая выход за рамки общепринятого, больше неполных семей, матерей-одиночек, новая Америка больше стремится к большому правительству, которое должно быть "заботливым отцом" - как в "старом Израиле" 70-х годов.

Странным следствием является то, что ностальгия по "старому Израилю" сорокалетней давности притягивается к "новой Америке" Обамы, а представители современного Израиля солидизируются со "старой Америкой" Ромни. Вы запутались? - Не страшно. Итог прост: я не думаю, что все новое обязательно лучше старого, и я не игнорирую ностальгию по вчерашнему дню. Иногда у этой тоски есть идеалы и сила, но на выборах эта ностальгия не может победить.

Кахалон и месть Обамы

А что будет теперь? Все говорят, что Обама отомстит Нетаниягу.

Нет. Не все говорят и не стоит относиться к этому серьезно. Месть Обамы Нетаниягу - это вроде Кахалона этой недели, т.е. очередные мечтания огорченных левых, ожидающих каждую неделю какого-нибудь Мессию, который сотворит для них чудо падения Нетаниягу. В роли чудесного избавителя уже были на короткое время и Дери, и Кахалон, и Ольмерт, и цаже Ципи Ливни - кандидатша из второй десятки. Сейчас пришел "большой избавитель" Обама, и как сладка левым мысль о его ужасной мести Биньямину Нетаниягу.

Жаль мне разочаровывать их, но мести не будет. Во-первых, потому что не так делается политика вообще и американская политика, в особенности. Политики лупят друг друга для их политических нужд, ради будущей карьеры, а не из-за чувств из прошлого. Ведь даже сам Мит Ромни, после всех его нападок на Обаму, не является объектом мести со стороны Демократической партии. Похвалы, которые обрушил на Ромни Обама в своей победной речи, не были только словесной данью. и не только выражением того, что Обама будет нуждаться в совете и помощи лидера республиканцев. А ведь Обама в самом деле будет нуждаться в любой возможной помощи в работе с республиканским большинством в Конгрессе, и если совет со стороны Ромни, или его связи, или просто снимок, где они обнимаются перед телекамерами, сможет помочь в чем-то - Обама тепло обнимет его. В циничной политике нет мести и нет любви, и ненависть легко сменяется объятиями и улыбками - в соответствии с нуждами. Так это повсюду в мире и б Америке, в особенности. Там это даже не считается циничным, это искренняя и глубокая американская "спортивная" культура. На ринге или на площадке лупят друг друга со всей силы, а в конце поединка или матча обнимаются и пожимают руки. На площадке Нетаниягу-Обама этап ударов закончился уже давно своего рода ничьей, и Обама, начавший тот поединок, уже знает, что это было ошибкой с его стороны.

Во-вторых, иногда трудно вынести провинциальное самоуничижение израильских политических комментаторов перед каждым нервным высказыванием американского политика. В запале избирательной кампании несколько людей Обамы заявили, что Нетаниягу вмешивается в пользу Ромни. Ну, так сказали. Может, стоит проверить, не преувеличили ли они случайно? На самом деле Нетаниягу был очень осторожным и стрался не вмешиваться. И, разумеется, не "пересек красную черту". Он принимал Ромни, и сфотографировался с ним, и сказал о нем несколько теплых слов, но все это всегда было принято в Израиле по отношению к американским кандидатам в президенты. Сам Обама, когда был кандидатом, прибыл с визитом в Израиль и получил требовавшиеся ему снимки и улыбки с Ольмертом, Ливни и Эхудом Бараком, хоть в то время в Белом доме сидел президент-республиканец. В пропагандистских роликах Ромни использовались снимки и комплименты Нетаниягу, но и в пропагандистской кампании Обамы использовались снимки с Шимоном Пересом и Эхудом Бараком. Ромни использовал завтрак с Нетаниягу для сбора пожертвований на свою избирательную кампанию, и это было не очень красиво с его стороны, но не надо преувеличивать серьезность этого. Когда Ромни жестко критиковал Обаму за то, что тот "бросил Израиль под колеса автобуса", полетел Перес в Вашингтон и обеспечил кемпейну Обамы комплименты за то, что тот - самый лучший друг Израиля с сотворения мира, а то и до того. Это гораздо более грубое вмешательство, но все еще не "пересекание красных линий". В самом деле, не секрет, что Нетаниягу желал победы Ромни, и не секрет, что Обама желает падения Нетаниягу, но это само по себе не считается в американской политической культуре преступлением, требующим наказания, и начиная со среды - назавтра после выборов - это уже относится к прошлому. Сегодня Нетаниягу уже знает, что Обама победил в США, а Обама знает, что Нетаниягу победит в Израиле. Это то, что есть, и с этим надо жить и работать.

("Макор ришон" 9.11.2012)


Перевел Моше Борухович
МАОФ