Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Встань, человек, и иди. Тебя ждут великие дела!
И человек встаёт и идёт. Спать.
(Из школьного сочинения)


С обывательской точки зрения, всякое насилие - лучший способ удовлетворения личного любопытства за чей-то, чаще всего государственный, счет. Наука, которая не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней, подходит к этому несколько иначе. Она дает определение насилию. И вооружает нас знаниями, способами и соответствующими техническими возможностями, позволяющими довести процесс насилия до полного совершенства. И в самом деле, не должны же мы отказываться от сытного обеда лишь потому, что не понимаем процесса пищеварения. И уж тем более, переживать от того, что наши потребности, как, впрочем, и сами науки, делятся на естественные, неестественные и противоестественные.

"Дегенераторы" идей одинаково уютно чувствуют себя и в научных лабиринтах, и в околонаучных тупиках. Недавно группа университетских преподавателей, деятелей культуры, специализирующихся на теме морали и этики, философов и юристов объединилась в общественное движение, выступающее за расширение прав животных. В отличие от уже существующих ассоциаций, движений, коалиций и союзов, успевших обзавестись собственными исследовательскими институтами и лабораториями с причитающимся им финансированием, новоявленные "идеологи" требуют признать ряд животных... личностями, которые заслуживают такой же правовой защиты, как и человек.

«Пришло время рассматривать всех животных, наделенных мозгом, в качестве личностей, - утверждает директор данного проекта нейробиолог из университета Эмори в Атланте Лори Марино. - Они, конечно, не люди, но все-таки - личности. Хотя мы хотели бы, чтобы правовое определение давала наука». По мнению Марино, начать можно с необычайно разумных и похожих на человека животных. Таких, как человекообразные обезьяны (например, бонобо и шимпанзе), слоны, киты, дельфины и даже некоторые птицы. Но как в таком случае совместить природный инстинкт с известной нам шкалой нравственных ценностей? Ведь подопытный волк с аппетитом съест подопытную овцу, несмотря на то, что она тоже "личность". И не поперхнется.

Слава прогрессу! Мы бежим по замкнутому кругу, но зато все быстрей и быстрей. Никто не хочет оставаться собой, чтобы выглядеть смешным. Одни всю жизнь доказывают, что они лучше остальных, а другие, что и они - не хуже. Запор мыслей ведет к параличу личности.
Мы пытаемся разобраться в себе. А нас убеждают, что верблюд - та же лошадь, только с большим жизненным опытом. А посему - все на защиту верблюда. От израильских верблюдоедов. Восьмидневная операция "Облачный столп" Шестидневной войной не стала. Но все равно войдет в историю. Хотя бы потому, что баталии переместились в социальные сети. Там сегодня решают, кто победил, а кто проиграл. И кто прав, а кто виноват.

Вундеркинды и выродки начинаются с одинаковой буквы. Правда, на этом их сходство и заканчивается. В этом же и отличие личности от толпы. В современных войнах победителей, как правило, нет. Если кто и есть, то разве что пострадавшие. И те, кто поспешил выйти на первый план, хотя в боевых действиях непосредственно не участвовал. Тем не менее, и палачам, и жертвам памятники ставят пусть и порознь, но поблизости. Любой военный конфликт разгорается от бессилия остановить его. Порой даже великие государства не в состоянии ничего изменить либо как-то повлиять на ход событий. Само понятие "справедливая война" ушла в прошлое. Его настолько извратили, что и вторжение в соседнюю страну подается теперь как повод для спасения ее граждан. Страшны не яблоки раздора, а те, кто оставляет от них огрызки.

Любой вооруженный конфликт преследует те или иные цели. Какие цели ставил перед собой ХАМАС? Победить? Нет, конечно. Поскольку шансы на победу у него изначально нулевые. Показать Махмуду Аббасу, что только путем "сопротивления" можно заставить Израиль пойти на существенные уступки? И да, и нет. Исмаил Ханийе не прочь примерить на себя мундир президента "всея Палестины". Но даже он понимает, что у араба, живущего в Иудее, совершенно иная ментальность, чем у араба из Газы. К тому же, если Израиль готов, скрипя сердце, мириться с ХАМАСом у моря, то его власти еще и у реки не потерпит. Зачем же тогда понадобилось это "кровопускание"? Чтобы убедиться, что, потеряв Сирию и стоящий за ней Иран, ХАМАС обретает Египет и не портит отношений с Саудовской Аравией и союзными с ней странами Персидского залива.

Израиль, который вынужден был включиться в навязанную ему войну, тоже преследовал собственные цели. И уничтожение ХАМАСа, как многим того справедливо хотелось, в его планы не входило. Ибо опыт показывает, что в бурлящем арабском мире на смену одним ублюдкам, как правило, приходят другие - еще хуже. Иерусалим, безусловно, отдавал себе отчет в том, что это противостояние - генеральная репетиция перед войной с Ираном. Оно, это противостояние, помогло оценить готовность к ней и тыла, и населения. Но важнее всего было выяснить, как отреагирует Египет, как поведут себя те арабские страны, которые составляют костяк антииранского альянса, и насколько острой будет антиизраильская реакция их населения.

В стратегическом плане Израиль победил. Египет хоть и отозвал своего посла из Иерусалима, но в то же время решительно отказал ХАМАСу в просьбе о поставке оружия. Мухаммед Мурси оказался меж двух огней. С одной стороны на него непрестанно давили соратники по партии и агрессивно настроенная против Израиля "общественность", а с другой - Вашингтон. В телефонном разговоре с Биньямином Нетаниягу Барак Обама предупредил об опасности войны с Египтом в случае наземной операции в секторе Газа. Не исключено, что это был блеф. Поскольку раздираемый внутренними противоречиями Египет просто потерял бы в этой войне Синайский полуостров. Причем окончательно. Что для ХАМАСа было бы равносильно подписанию смертного приговора. Но это бросило бы арабов в объятия Ирана и резко ослабило бы позиции Израиля.

Не удалось погреться у чужого "костра" и Реджепу Эрдогану. Ключевую роль в переговорах о перемирии Вашингтон отвел Египту, а не Турции. Анкаре для отвода глаз поручили договариваться с Халидом Машалем, Мусой Абу Марзуком и прочими функционерами в изгнании, на которых Исмаил Ханийе давно не обращает внимания. Анкаре не доверяют. Турецкий премьер мечтает о возрождении былого могущества. Как пишет германская газета "Die Welt", "движимый духом отцов-основателей Османской империи, Эрдоган постоянно говорит, что страна должна присутствовать везде, где когда-либо развевались турецкие флаги". То есть от Сербии до Алжира. И это никому, естественно, не нравится. К тому же Эрдоган настаивает на том, что Турция, учитывая ее статус "столпа" мусульманского мира, должна стать шестым постоянным членом Совета безопасности ООН.

Израиль отказался от сухопутной операции в самую последнюю минуту. По настоянию американцев. Именно по настоянию, а не под нажимом. И это меняет дело. Обычно политики предпочитают не говорить об этом вслух. Однако Биньямин Нетаниягу сказал, дав ключ к пониманию происходящего. Пока шли интенсивные амеркано-египетские консультации, собранная в кулак на границе с Газой израильская группировка изготовилась к прыжку. Если исходить из информации, размещенной на сайте DEBKAfile, самым кризисным днем было 20 ноября. Вылет Хиллари Клинтон в Иерусалим откладывался трижды. Белый дом и сам не верил до конца, что ему удастся сломить сопротивление Мухаммеда Мурси. Ведь Бараку Обаме так и не удалось убедить Египет возобновить поставки газа Израилю. И, тем более, заставить Каир пресечь контрабанду оружия в Газу, широким потоком текущего из Ливии и Судана.

Шансы договориться были призрачны и на этот раз. Какой резон Египту наниматься в сторожи Израиля? Пусть даже и за отдельную плату. Постоянные "укусы" ХАМАСа ослабляют Израиль. И это только на руку Египту. Посулы Вашингтона о предоставлении дополнительной экономической и военной помощи, так же, как и угрозы заморозить ее, не срабатывали. И тогда Белый дом предложил неожиданный вариант: разместить американский контингент на Синайском полуострове. Мурси дал ответ, когда самолет с Хиллари Клинтон уже приземлился в аэропорту имени Бен-Гуриона. Он согласился со всеми американскими предложениями, включая строительство забора безопасности вдоль Суэцкого канала и в районе так называемого "филадельфийского коридора".

Как это отразится на стратегическом балансе сил? Ирану придется искать новые маршруты доставки оружия и инструкторов в Газу. Интернациональному террористическому "братству" на Синае останется только мечтать о былой вольготной жизни. Трудные времена наступят и для контрабандистов Газы. Зато заметно выиграет Египет. Ему не надо будет размещать дополнительные войска для борьбы с вконец обнаглевшими бандформированиями. Вновь оживут курорты на Красном море, существенно пополняя опустошенную постреволюционной неразберихой казну. Исчезнет угроза прямой конфронтации с Израилем, к которой Египет явно не готов. Пока, во всяком случае. Израиль, в свою очередь, получит передышку, необходимую для подготовки к войне с Ираном, которая, видимо, неизбежна. И, наконец, определится, что делать с "палестинцами", которые уже на днях обретут государство с непонятными правами и обязанностями.

Каир информацию о размещении американских войск на Синае решительно опроверг. Но почему-то устами всего-навсего армейского пресс-секретаря Мохаммеда Ахмед Али. Что нисколько не отразилось на наиболее ярких сценах этого политического марлезонского балета. Международный валютный фонд вдруг выделил Египту почти пятимиллиардный кредит, хотя еще совсем недавно не хотел даже обстуждать этот вопрос. Соединенные Штаты направили в сторону Синая три боевых корабля с 2500 морских пехотинцев на борту якобы для эвакуации американских граждан из зоны военных действий.

Мурси, предвидя массовые протесты против "антинародного сговора", льющего воду на американо-израильскую мельницу, издал указ, существенно расширяющий его президентские полномочия. Ожили и силы безопасности, перехватившие несколько караванов с оружием для Газы, которые обычно беспрепятственно проходили через все кордоны. Факты - вещь упрямая, хотя и не всегда заметная.

Эту дипломатическую победу Америка, безусловно, может записать себе в актив. Но почему же все-таки остается горький привкус? Никакое перемирие, каким бы путем оно ни было достигнуто, не заменит истинного мира. А мир заключается не между посредниками и даже не между государствами. Мир заключается между народами. И арабы, как их ни называй - алжирцы, египтяне, ливийцы, палестинцы, сирийцы, саудиты - мира не хотят. А создать свой собственный мир, чтобы устроиться в нем поудобнее, не получается. В окружении подобных и индивидум - подобие. Легче всего объявить личностью таракана или свинью. Только что делать с человеком, который никак не может встать с колен и оторваться от замочной скважины? Кстати, после недавней расшифровки генома свиней выяснилось, что homo sapiens почти ничем от них не отличается. Интересно, что бы сказали они о нас, если бы могли говорить?